Групсеты Shimano для шоссейных и гравийных велосипедов — все, что нужно знать

Узнайте в нашей статье все о групсетах Shimano. Здесь вы найдете экспертное мнение профессиональных механиков и велосипедистов. Собранная информация будет вам полезна, чтобы выбрать компоненты, которые подходят именно Вам.

Все что необходимо знать о линейке групсетов Shimano

Если вы покупаете новый велосипед или собираетесь собрать его с нуля, полезно знать, какие у вас есть возможности. Shimano предлагает целый ряд групп по различным ценам и постоянно обновляет их. Самые новые функции появляются сначала в группе Dura-Ace высшего класса, а затем распространяются по всей линейке вниз.

Более дорогие групсеты, как правило, более легкие, обеспечивают более плавное переключение передач и более эффективное торможение, а также часто имеют большее количество передач. В верхних строчках линейки модельного ряда находятся 12-скоростные Dura-Ace, а на начальном уровне — 8-скоростные Claris.

Здесь представлен обзор всех групп Shimano для шоссейных велосипедов, причем самые дорогие группы находятся в верхней части каждой группы. В ассортименте представлены механические группы для шоссейных велосипедов, использующие тросики для управления передним и задним переключателями, и электронные групсеты, занимающие верхнюю строчку рейтинга. 

Электронные группы, впервые появившиеся в 2008 г., оказались очень популярными: они отличаются точностью переключения передач, длительным сроком службы батарей и высокой надежностью. Выбор механической или электронной группы в конечном итоге зависит от бюджета и личных предпочтений. 

Shimano Dura-Ace: групсеты для шоссейных велосипедов 

Групсет Shimano Dura-Ace

Dura-Ace Di2 — флагманская группа Shimano, обладающая такими характеристиками и материалами, которые позволяют ей выдерживать суровые условия профессиональных гонок и достаточно долговечна, чтобы прослужить гонщикам, наматывающим более 15 000 километров в год на тренировках и гонках. Среди основных характеристик этого групсета — электронное переключение передач, дисковые гидравлические тормоза, широкое использование высокопрочных материалов для снижения веса и высокотехнологичных покрытий подшипников и поверхностей для увеличения срока службы. Недавно группа была кардинально переработана в 12-скоростную систему.

12-скоростная версия Dura-Ace стала самым ожидаемым и самым предсказуемым продуктом 2021 года. Ожидаемым — потому что ему предшествовал год утечек, подачи заявок на патенты и FCC. Предсказуемым — потому что SRAM и Campagnolo уже представили 12-скоростные системы, хотя Shimano выпускает 12-скоростные компоненты для горных велосипедов еще с 2018 года. 

Вот краткое описание характеристик Dura-Ace R9200:

  • Кассета: на 12 скоростей
  • Беспроводная связь между переключателями скоростей и переключателями; (переключатели по-прежнему соединены проводами и подключены к батарее)
  • Варианты кассет: 11-34 и 11-30 Hyperglide+
  • Варианты систем: 54/40, 52/36 и 50/34
  • Более быстрое переключение передач: на 58% улучшено переключения сзади и 45% спереди по сравнению с Dura-Ace 9150
  • Блок управления и порт зарядки теперь находится в заднем механизме (больше нет соединительной коробки/переходникаANT+)
  • Смещение кнопок переключения передач
  • Выносные кнопки переключения передач меньшего размера по сравнению с Dura-Ace 9150
  • Измененная форма дуалов тормозов
  • Новые бескамерные колеса с карбоновым ободом и алюминиевым корпусом фрихаба
  • Новый более тихий механизм зацепления фрихаба задней втулки
  • Новая форма шлицевого соединения фрихаба с кассетой, но совместимая с предыдущей 11-скоростной Hyperglide
  • Увеличение зазора между колодками в дисковых тормозах
  • Более простое обслуживание гидравлических тормозов
  • Роторы RT-MT900 из набора XTR для горных велосипедов теперь стандартно устанавливаются на Dura-Ace

Многие из новых функций Dura-Ace обусловлены его основным целевым назначением: это групсет для шоссейных гонок. В Shimano говорят, что у профессиональных гонщиков востребованы более высокие передачи, так как скорости в пелотоне возросли. Теперь можно выбрать групсет с большой передней звездой на 54 зуба.

Более быстрое переключение передач — это незначительный выигрыш, но профессиональные гонщики хотят иметь преимущество и возможность как можно быстрее переключиться на более высокую передачу для спринта или на более низкую для затяжного подъема.

Увеличенный зазор между тормозными колодками поможет избежать скрежета колодок о диски и облегчит их настройку. Смещение кнопки переключения передач облегчает работу с органами управления в зимних перчатках.

Dura-Ace сыскала популярность также и у состоятельных велосипедистов-любителей. Компания вынуждена учитывать растущие потребности нового рынка.

Инженеры Shimano утверждают, что они извлекли урок из перехода с 10 на 11-скоростные кассеты, в результате которого у многих велосипедистов остались вилсеты, которые не подходили к новой трансмиссии.

Специалисты также признали, что предыдущий измеритель мощности Dura-Ace имел проблемы с точностью. На этот раз команды разработчиков измерителя мощности и шатуна работали вместе, чтобы обеспечить правильную работу узла и передачу корректных данных.

В Dura-Ace Di2 используется конструкция переключения, аналогичная механическим системам Shimano, но вместо двух рычагов теперь используются электронные кнопки, расположенные рядом друг с другом. Если необходимо переключится более чем на две звезда за раз, то вместо того, чтобы нажимать на рычаг повторно, как это делается в механической системе, нужно просто удерживать кнопку нажатой.

По аналогии с предыдущей моделью Dura-Ace Di2, R9270 может похвастаться широкими возможностями настройки функций переключения через специальное приложение для смартфонов.

Если вам нужна самая современная и бескомпромиссная модель Shimano с высокой скоростью переключения, а также возможностью кастомной настройки то Shimano Dura-Ace R9200 Di2 станет безусловно прекрасной инвестицией.

Shimano Dura-Ace 9150 Di2

Групсет Shimano Dura-Ace 9150 Di2

Это предыдущая, 11-скоростная версия Dura-Ace, которую мы оставляем в нашем рейтинге, поскольку и сейчас в магазинах можно найти несколько велосипедов с этой версией групсета. Однако приобрести в розницу компоненты 11- скоростные группы Dura-Ace гораздо сложнее. 

Механическая и электронная группы Di2 имеют одинаковые цепную передачу, тормоза и другие компоненты, не связанные с переключением. В случае Di2 вы получаете кнопки переключения на тормозных рычагах, переключатели со встроенными сервоприводами, а также аккумулятор, проводку и блок управления, которые связывают все элементы вместе.

Главным новшеством этого поколения Di2 стала технология Synchronized Shift, позаимствованная у компонентов Di2 для горных велосипедов Shimano. Вместо кнопок, управляющих передним и задним переключателями независимо друг от друга, одна пара кнопок перемещается вверх и вниз по передаточным числам, осуществляя переключение на передний или задний переключатель, или на оба, в зависимости от внешних условий.

По словам представителей Shimano, такое решение призвано упростить выбор передачи и сократить время принятия решений в гоночных ситуациях.

Существует два режима переключения скоростей. Если вы выбираете режим Full Shimano Sychronized Shift, то алгоритм переключения переднего переключателя зависит от действий заднего. Вам больше не нужно отдельно управлять передним и задним переключателем, достаточно просто нажать одну кнопку для повышения или понижения передачи, а система сама выберет оптимальные позиции для переднего и заднего переключателей. 

При использовании режима Semi Shimano Synchronized Shift задний переключатель реагирует на действия переднего переключателя, переключаясь на следующую, наиболее подходящую заднюю передачу, когда велосипедист переключает передний переключатель.

Блок управления очень аккуратен — его можно спрятать дропе руля, он также обеспечивает беспроводное подключение ANT Private к устройствам сторонних производителей. Система соединяется через Bluetooth с телефонами и планшетами, на которых установлено программное обеспечение E-Tube от Shimano, которое позволяет программировать алгоритм переключения передач.

Вы можете настроить скорость переключения, количество переключений за одно надатие и даже управлять задним переключателем левой рукой. Преимуществом Di2 является возможность установки дополнительных переключателей (shifter pods) — сателлитных переключателей, которые могут быть установлены как на верхнюю часть руля, так и на непосредственно на дропы.

Встроенный аккумулятор устанавливается внутри подседельного штыря. Беспокоитесь, что он разрядится? Заявленный запас хода на одной зарядке составляет 2000 км. Это очень много. Кроме зарядки аккумулятора, с Di2 мало что может случиться, групсет действительно хорошо подходит для зимней езды и дальних поездок в сложных условиях.

Групсеты Shimano для шоссейных и гравийных велосипедов - все, что нужно знать

Если ваш бюджет не позволяет приобрести электронную версию Dura-Ace (11 — или 12-скоростную), то механическая 11-скоростная группа ни в коем случае не является второй по качеству — это по-прежнему превосходный продукт. 

Группа Shimano 9100 предложила один из самых широких спектров опций, которые когда-либо предлагала компания в компонентах для шоссейных велосипедов, которые включают измеритель мощности, дисковые гидравлические тормоза, более широкий диапазон передач и широкий выбор колес.

В переключателях группы 9100 используются конструктивные особенности, которые первоначально были применены в компонентах Shimano для горных велосипедов, чтобы уменьшить вероятность повреждения заднего переключателя при аварии. Всего один задний переключатель справится с любой выбранной вами системой передач, включая новую кассету 11-30.

Групсеты Shimano для шоссейных и гравийных велосипедов - все, что нужно знать

Конкурирующая с Shimano компания SRAM предлагает измерители мощности с момента приобретения компании Quarq в 2011 году. В группу 9100 Shimano добавила очень аккуратный измеритель мощности. Насколько аккуратный? На фотографии видно, что электроника практически незаметна.

Включение дисковых гидравлических тормозов в линейку Dura-Ace показывает, что Shimano окончательно утвердила дисковые тормоза для шоссейных велосипедов. Ранее велосипеды с дисковыми тормозами Dura-Ace были вынуждены использовать тормоза и рычаги Shimano других серий.

Если вы используете ободные тормоза, то клещевые суппорты 9100 Dura-Ace были слегка переработаны, чтобы обеспечить совместимость с 28-миллиметровыми шинами.

Если вы участвуете в гонках или преодолеваете большие расстояния и хотите получить лучшее механическое переключение, котороедоступно на сегодняшний день этот механический групсет от Shimano Dura-Ace ваш выбор!

Shimano Ultegra: комплекты групсетов для шоссейных велосипедов 

Групсет Shimano Ultegra

Shimano Ultegra — это группа второго уровня, обладающая всеми возможностями Dura-Ace за меньшие деньги, поскольку Shimano использует менее дорогие материалы и покрытия. Этот групсет долгое время считалася «рабочим» набором, хотя можно утверждать, что новая версия с существенным повышением цены по сравнению с предшественницей уступила это звание 105 (хотя даже 105 становится недоступной в новой ценовой иерархии). 

Обладая идентичным набором функций, что и Dura-Ace R9270 Di2, последняя модель Ultegra является не столько бюджетным набором, сколько разновидностью Dura-Ace SE. В прошлом Ultegra предлагала более широкий спектр опций, чем Dura-Ace. Например, вы могли получить кассету 11-34, в то время как Dura-Ace работала только с кассетами 11-30.

Для юниорских гонок, которые раньше были ограничены, предлагалась кассета Ultegra 14-28; для гонок по циклокроссу Ultegra предлагала систему 46/36, которой не было в Dura-Ace. Теперь обе группы предлагают одинаковые возможности и идентичные технологии.

Shimano Ultegra также как и Dura-Ace пока не имеет механической версии на 12 скоростей. Компания однозначно не высказалась, что механическая 12-скоростная Ultegra никогда не появится, так что мы все еще можем надеяться на появление механической версии в будущем.

В зеркальном отражении технологий Dura-Ace 9270 Di2, Ultegra R8170 Di2 получила две новые функции, ранее не встречавшиеся в групсетах Shimano такого уровня. Первая из них — шатун с датчиком мощности, цена которого составляет 1300 долларов США. Учитывая, что в настоящее время мировая цепочка поставок приходит в норму после пандемии, вполне вероятно, что вы сможете заплатить немного меньше этой суммы. Условно «невысокая цена» сделает эти шатуны привлекательным вариантом, если Shimano удастся исправит все ошибки, которые были в предыдущих версиях шатунов Dura-Ace с встроенным датчиком мощности.

Другая новинка Ultegra — это набор бескамерных колес с карбоновыми ободами. Как и аналогичные колеса Dura-Ace, они имеют обода с внутренней шириной 36, 50 и 60 мм. 

Групсеты Shimano для шоссейных и гравийных велосипедов - все, что нужно знать

Если вам нужна высокая производительность по приемлемой цене (и вам не нужна 12-скоростная Ultegra), то предыдущее поколение Ultegra R8000 и R8050 по-прежнему является отличным вариантом. R8000 также очень похожа на предыдущую версию Dura-Ace. 

Эта группа по-прежнему пользуется популярностью у гонщиков-любителей, поскольку увеличение веса минимально, особенно при установке на приличную раму из углеродного волокна, а характеристики групсета практически идентичны. Вы по-прежнему получаете тормозной рычаг из углеродного волокна, как и на Dura-Ace, а шатуны, тормоза и переключатели имеют ту же конструкцию, что и на флагманской модели.

Dura-Ace ориентирована на гоночные велосипеды, в то время как Ultegra является более универсальным групсетом. Благодаря широкому выбору систем и кассет она может устанавливаться на любые велосипеды, от гоночных до туристических и приключенческих. От кассеты 11-23t и системы 53/39t для гонщиков до кассеты 11-34t и компактной  системы 50/34t для любителей спортивного катания — все это обеспечивает широкие возможности использования.

Цена за полную механическую группу составляет 1400 долларов США, а за электронную версию – 2140 долларов, хотя сегодня их можно найти гораздо дешевле (в западных магазинах). 

Большие кассеты требуют использования заднего переключателя со средней лапкой, который, по отзывам, работает с еще большими звездочками, например, с кассетами 11-36 и 11-40, которые Shimano выпускает для горных велосипедов.

Как и в предшествующей модели Ultegra 6800, здесь используется только один диаметр окружности болта системы, рассчитанный на установку звезд с числом зубьев от 34 до 53. Вы можете приобрести систему из двух звезд с парами 53/39, 52/36, 50/34 и 46/36. Звезды можно менять в зависимости от условий вашего катания: 53/39, например, для гонок, а 50/34 — для отдыха в Альпах.

Если вам нужна производительность, приемлемая цена то обе группы: R8000 или R8050 Shimano станут прекрасным выбором.

Shimano 105: групсет для шоссейных велосипедов 

Групсет Shimano 105

Новинка 2022 года — групсет, который, по мнению Shimano, никогда не должен был появиться. Электронное переключение передач Di2 добралось и до уровня 105, сделав эту группу самой доступной из ранее существовавших электронных групп.

105-я группа часто считается лучшей системой компонентов для рабочего велосипеда, благодаря репутации надежной группы и более доступной, чем ее старшие братья Dura-Ace и Ultegra. В 2022 году групсету исполнилось 40 лет, и в честь этого события было выпущено новое поколение R7100… но, к сожалению для многих, механические переключения и ободные тормоза не были приглашены на вечеринку.

Вместе с переходом на электронную передачу происходит и переход на 12-скоростную кассету, но, как мы видели на примере Ultegra и Dura-Ace, новые 12-скоростные кассеты могут использоваться с существующими 11-скоростными фрихабами, так что вам не придется обновлять ваши вилсеты.

По утверждению компании Shimano, при переходе на 12-скоростную кассету ей удалось добиться хорошего баланса между низкими и высокими передачами, а также получить продуманную прогрессию передаточных соотношений между ними.

Новые системы выпускается в вариантах 50-34 и 52-36, они также оснащены технологией Hollowtech ii и доступны с шатунами длиной 165, 170, 172,5 и 175 мм.

Эти системы сопрягаются с двумя вариантами кассет, одна из которых доступна уже сейчас — 11-34T. Позже появится вариант 11-36T, обеспечивающий передаточное соотношение менее 1:1 для очень крутых склонов.

Задний переключатель имеет более длинную лапку, чем в более дорогих моделях. Это позволяет использовать кассеты большего диапазона. В заднем переключателе размещен блок управления системы, здесь также же находится порт зарядки аккумулятора.

Shimano CUES, обновление — февраль 2023

Групсет Shimano CUES

Прежде чем читать дальше, необходимо упомянуть о существенном обновлении в иерархии групп Shimano, которое, вероятно, в недалеком будущем затронет все, что находится ниже новейшей 12-скоростной группы Shimano 105 R7100. Речь идет  о появлении системы Shimano CUES. 

CUES (расшифровывается как Creating Unique Experiences – создание уникального опыта) — это объединение компанией Shimano групсетов для городских, туристических и горных велосипедов среднего и бюджетного уровня (по сути, все, что имеет прямые рули) в одно семейство взаимозаменяемых 9-скоростных (U4000), 10-скоростных (U6000) и 11-скоростных (U6000, U8000) компонентов. Это означает, что детали можно комбинировать, что значительно упрощает поиск и установку запасных частей. В линейке нет ободных тормозов, только дисковые гидравлические, а система может быть как одинарной, так и двойной, что не оставляет места для почти исчезнувшей системы из трех звезд. 

Если вы хотите узнать о более доступных групсетах Shimano для шоссейных велосипедов, то не паникуйте! Shimano утверждает, что по мере постепенного перехода на CUES все компоненты старого поколения будут доступны как минимум в течение следующих семи лет, а компоненты CUES, предназначенные для шоссейных рулей-баранов, еще даже не запущены в производство. 

Групсеты Shimano для шоссейных и гравийных велосипедов - все, что нужно знать

К счастью для любителей механических переключений и ободных тормозов, Shimano еще некоторое время будет выпускать старый 11-скоростной групсет 105 R7000.

Основная задача 105-й группы остается прежней: отличные характеристики по разумной цене. Это очень красивый набор, и хотя он немного тяжелее Dura-Ace и Ultegra, характеристики обоих очень близки, с хорошим переключением и торможением. 105-я группа тяжелее, чем Ultegra, но нужно быть просто привередой, чтобы беспокоиться об этом учитывая разницу в цене.

Многие изменения по сравнению с 105 5800 носят исключительно визуальный характер. Укорочен рычаг переключения для более быстрых и четких переключений, а задние переключатели имеют большую емкость. Переключатель с короткой лапкой SS теперь может работать с звездой на 30 зубьев, а задний переключатель с длинной лапкой GS — с  звездой на 34 зуба (теоретически), а на практике — с звездой на 40 зубьев.

Задние переключатели имеют конструкцию Shimano «Shadow» с основным параллелограммом, смещенным назад и вниз дополнительным шарниром, который эффективно удлиняет зубчатый подвес, так что переключатель больше заходит под цепную стойку, снижая вероятность повреждения конструкции при аварии.

Передний переключатель получил компактную конструкцию переключения, характерную для Dura-Ace и Ultegra, так что больше нет длинного рычага, торчащего из переднего механизма переключателя.

Главной новостью в области тормозов является то, что 105 R7000 получил собственные дисковые гидравлические тормоза и рычаги. Теперь велосипед с дисковыми тормозами, оснащенный 105-й группой, будет выглядеть «как единое целое».

К слову, о тормозах: для любителей старой школы предусмотрены рестайлинговые ободные тормоза. Они имеют на пару миллиметров больший тормозной вылет, чем предыдущие тормоза 5800. Такая конструкция будет удобной для велосипедов с более широкими покрышками.

Раньше (а иногда и сейчас) многие велосипеды начального и среднего уровня оснащались механической трансмиссией Shimano 105. Это «рабочая лошадка» в линейке переключателей Shimano, которая устанавливается на велосипеды в очень широком ценовом диапазоне. Иногда ее смешивают с другими фирменными деталями, чтобы удовлетворить ключевые ценовые требования, но полный механический групсет Shimano 105 — это то, на что стоит обратить внимание, поскольку у него очень мало слабых мест.  

Если вам нужна последняя версия самого доступного 11-скоростного групсета  покупайте Shimano 105 R7000, не пожалеете! 

Shimano Tiagra: групсеты для шоссейных велосипедов 

Групсет Shimano Tiagra

Групсет четвертого уровня в иерархии Shimano в последний раз серьезно обновлялся в 2016 году, а в 2019 году компания объявляла о некоторых доработках и дополнительных опциях. Изменения привели к тому, что эта группа стала похожа на стоящую над ней Shimano 105 R7000: тот же четырехрычажный шатун, новые переключатели скоростей, а тросики переключения передач и тормоза спрятаны под обмоткой руля. Помимо групсета для шоссейного руля-барана, Tiagra выпускается с рычагами и переключателями для прямых рулей, поэтому ее можно встретить и на городских велосипедах.

Среди изменений 2019 года — новые гидравлические блоки STI с улучшенной формой рычага и улучшенным переключением, а также возможность установки систем с двумя звездами 48/34.

Tiagra сохраняет 10-скоростную конфигурацию, и это может стать решающим фактором при выборе между Tiagra и группой Shimano 105. Кроме того, для Tiagra не предусмотрено использование систем 53/39t. В Shimano полагают, что большинство людей, приобретающих велосипед с Tiagra, скорее всего, не будут участвовать в гонках и не будут нуждаться в очень высоких передачах. Варианты ссистем с двумя звездами 52/36t, 50/34t, а также с тремя 50/39/30t все равно обеспечивают достаточный диапазон, а 52/36t вполне подойдёт для большинства гонщиков.

Если вам нужна хорошая цена и производительность, и вы не возражаете против отсутствия 11- или 12-скоростей, приобретение Shimano Tiagra станет прекрасным решением.

Shimano Sora: групсеты для шоссейных велосипедов 

Групсет Shimano Sora

После групсета Tiagra в порядке убывания класса расположена группа Sora от Shimano, которая претерпела значительное обновление в 2017 году. Визуально она имеет сходства с более дорогими механическими группами в линейке. Это 9-скоростная группа, но за свои деньги она по-прежнему отлично справляется с 90% функций более дорогих групсетов, просто весит немного больше.

Переключатели передач Dual Control — тормозной рычаг переключает кассету на более высокую передачу, а меньший рычаг — на более высокую передачу. По сути, это та же система, что и на Dura-Ace несколько лет назад. Имеются варианты с системой на двух и трех звездах, а задний переключатель может работать как с кассетой 11-32t, так и с компактной системой 50/34t.

Среди других сходств с более дорогими групсетами – кареточный узел Hollowtech 2, подшипники которого расположены за пределами рамы.

Если вам нужны производительность и хорошая цена не задумываясь приобретайте групсет Shimano Sora. 

Shimano Claris: групсет для шоссейных велосипедов 

Групсет Shimano Claris

Claris — это самая доступная группа Shimano для шоссейных велосипедов, которую можно встретить на велосипедах стоимостью около 1300 долларов США и ниже. В последнем обновлении групсет Claris получил четырехточечную конструкцию крепления передней звезды с фиксированной осью, характерную для более дорогих групп. По качеству Claris действительно не уступает дорогим групсетам Shimano.

Это 8-скоростная группа, ориентированная на начинающих велосипедистов, поэтому в ней имеются тройные системы (53/39/30) и компактные двойные (50/34), а также кассета 11-34. Подъем в гору не составит труда благодаря самой низкой передаче, доступной в Claris.

Если у вас ограниченный бюджет приобретение Shimano Claris, это хорошее решение.

Дисковые гидравлические тормоза Shimano

Мы не можем написать руководство по группам Shimano и не упомянуть о тормозах. Shimano предлагает на выбор обычные клещевые ободные тормоза, а также широкую линейку дисковых моделей. 

Дисковые гидравлические тормоза Shimano

По словам представителей Shimano, компания выпустила первые тормозные диски, разработанные специально для шоссейных велосипедов, а не адаптированные для горных велосипедов. При цене 560 долларов США за штуку за версию с механическим переключением они также были самыми дорогими тормозами Shimano на момент их появления. Как и тормоза R785 и RS685, представленные ниже, они выпускаются с 140 и 160-миллиметровыми роторами с системой крепления CenterLock.

Дисковые тормоза имеют целый ряд преимуществ перед ободными: они меньше подвержены воздействию воды, им не страшны повреждения обода, они обеспечивают более тонкий контроль тормозного усилия, чем ободные тормоза.

Гидравлические тормоза также самоцентрируются и автоматически компенсируют износ колодок, чего не скажешь о тросовых тормозах, и оба этих фактора являются реальными преимуществами.

Групсеты Shimano для шоссейных и гравийных велосипедов - все, что нужно знать

С компонентами R8000 компания Shimano представила свои первые дисковые тормоза с маркировкой Ultegra, с вариантами гидравлических рычагов для механического и электронного переключения передач.

Как и предыдущие несерийные дисковые тормоза, они используют стандарт Flat-Mount от Shimano, что обеспечивает аккуратный внешний вид.

дисковые тормоза Shimano 105

Первые дисковые тормоза Shimano 105 были довольно хороши, но с новой гидравлической системой, рычагом R7020 и суппортом R7070 компания Shimano значительно повысила свой уровень. Они все еще довольно дороги, но определенно заслуживают внимания, если вы находитесь на рынке нового шоссейного велосипеда с дисковыми тормозами.

Новый рычаг R7020 был полностью переработан, и в целом его форма стала намного лучше. Дополнительная ширина рычага в нижней части привела к тому, что нижняя часть дуала немного выступает за пределы обмотки руля это заметно вблизи, но в целом не является проблемой.

Тормоза Shimano 105 работают великолепно и практически без лишних хлопот, они срабатывают в тот момент, когда вы ожидаете этого, а затем, при дальнейшем нажатии на рычаг, вы получаете массу тормозного усилия. Ход рычага регулируется, но есть и новый, более компактный рычаг (R7025), который идеально подходит для тех, у кого маленькие руки. 

Величина усилия, которую приходится прилагать, чтобы контролировать скорость велосипеда на крутых спусках, просто поражает по сравнению с ободными или дисковыми механическими тормозами.

Если вас устраивает 10 звездочек на задней кассете, но вы хотите иметь дисковые гидравлические тормоза, то Shimano предлагает вам эти тормоза, соответствующие по цвету и стилю остальному ансамблю Tiagra.

Shimano GRX: групсет для гравийных велосипедов 

Групсеты Shimano для шоссейных и гравийных велосипедов - все, что нужно знать

GRX — это не один набор, а целая коллекция (в переводе с языка Shimano — «серия») компонентов разного уровня и качества, которые имеют схожую окраску и дизайн. Это позволяет производителям велосипедов комбинировать их для создания гравийных велосипедов.

В GRX существует три ценовых сегмента: RX810, RX600 и RX400. Они примерно соответствуют уровням Ultegra, 105 и Tiagra компании Shimano соответственно. RX810 и RX600 — 11-скоростные, RX400 — 10-скоростные. Как и в случае с Tiagra, RX400 имеет такое же соотношение тяги троса к боковому перемещению, как и более дорогие 11-скоростные системы, поэтому теоретически их можно комбинировать.

Важное обновление: в сентябре 2023 года вышла новая 12 скоростная механическая трансмиссия Shimano GRX RX820

В чем GRX больше всего отличается от шоссейных компонентов Shimano, так это в конструкции рычагов переключения и тормоза. Все они имеют новые детали, призванные улучшить удержание рук на кожухах дуалов при движении по неровным поверхностям.

Системы GRX могут быть как с двумя, так и с одной звездой. При этом система в серии RX400 отсутствует. Вместо нее предлагается вариант системы RX600 с 10-скоростной кассетой. По сравнению с шоссейными группами Shimano сместила цепную линию на 2,5 мм, чтобы у производителей велосипедов было пространство для вынесения цепи дальше за пределы рамы и обеспечения необходимого зазора для широких шин. Это означает, что вам потребуется передний специальный переключатель с системой GRX.

Аналогично не существует переключателей RX600. Если вы хотите получить 11-скоростной велосипед средней ценовой категории, то используйте переключатели RX810 с переключателями, тормозами и системой RX600. 

Задние переключатели RX810 и RX400 выпускаются в вариантах для систем с одной и двумя звездами. Задние переключатели в системах с одной звездой могут работать со звездой до 42 зубьев. В случае системы с двумя звездами — до 34 зубьев или 36 зубьев в случае RX400. Все переключатели GRX оснащены механизмами сцепления для уменьшения проскальзывания цепи при езде по бездорожью.

Все тормозные калиперы GRX имеют тип крепления flat mount. Если у вас старая рама с креплением post mount, которую вы хотите модернизировать с помощью GRX, то вам понадобятся калиперы BR-RS785 post mount.

Кассеты, системы, кареточные узлы и тормозные роторы GRX не имеют специфических особенностей; вы просто используете те же самые кассеты, системы, каретки и тормозные роторы, что и в аналогичных наборах для шоссейных и горных велосипедов.

Как и Ultegra, RX810 выпускается в варианте с электронным переключением Di2.

Рассмотрим подробнее опции и детали на каждом уровне компонентов групсетов GRX.

Shimano GRX RX810

Групсет Shimano GRX RX810

Флагманский уровень GRX по качеству эквивалентен дорожным компонентам Ultegra, но имеет множество деталей и опций, не встречающихся больше ни в одной линейке Shimano. К ним относятся:

  • Полностью новая форма рычага и кожуха дуала, резиновые накладки для удобного захвата, противоскользящее покрытие на рычаге 
  • Дополнительный гидравлический рычаг, устанавливаемый на штангу
  • Система из двух звезд 48/31

Кроме того, для GRX RX810 предлагаются одинарные системы с 42 и 40 зубьями. 

Shimano GRX RX815 Di2

Групсет Shimano GRX RX815 Di2

Версия GRX с электронным переключением передач обладает тем же набором функций, что и RX810, но с переключением «click-whirr».

Shimano GRX RX600

Групсет Shimano GRX RX600

Более дешевый из двух 11-скоростных комплектов GRX имеет систему из двух звезд 46/30 или вариант с одной звездой с 40 зубьями. Шатуны как для двойных, так и одинарных систем выпускаются длиной 165 мм, 170 мм, 172,5 мм и 175 мм.

Рычаги тормоза и переключения передач RX600 лишены функции Servo Wave, характерной для RX810 STI, но имеют такую же измененную точку опоры, ухватистое покрытие и антискользящий тормозной рычаг.

Shimano GRX RX400

Групсет Shimano GRX RX400

Если вы хотите получить максимально возможный диапазон передач в вашей кастомной сборке GRX, то вам нужны 10-скоростные переключатели RX400, поскольку задний переключатель может переключаться вплоть до звезды на 36 зубьев, что является самым большим показателем среди всех задних переключателей Shimano для шоссейных рулей-баранов.

Игорь Каверин
Оцените автора