Регулировка гидравлических тормозов на велосипеде

Настройка дисковых тормозов велосипеда

Трение дискового тормоза является распространенной проблемой. Даже малейшее трение, которое на самом деле не оказывает существенного тормозного усилия и не замедляет ваш велосипед, может сильно вас раздражать, особенно если вы перфекционист. Выравнивание или настройка гидравлических дисковых тормозов производится одинаково вне зависимости от марки велосипеда или самих тормозных механизмов.

Общая информация

Настройка гидравлических тормозов велосипеда — довольно простая процедура, которая сводится в правильном выставлении тормозного калипера относительно поверхности тормозного диска (ротора). Однако бывают и другие причины, которые могут привести к трению дискового тормоза. Перед началом работ необходимо правильно установить проблему.

Диагностика

Трение колодки о поверхность ротора является основным признаком неправильной центровки калипера. Однако трение тормоза также может быть вызвано и неправильно установленным колесом.

  1. Убедитесь, что колесо вашего велосипеда установлено правильно. Этот шаг актуален как для велосипедов со сквозной осью, так и для велосипедов на быстросъемных эксцентриках.  Поставьте велосипед на ровную поверхность , ослабьте рычаг эксцентрика (или гайку оси). Надавите на велосипед сверху чтобы убедиться, что колесная ось ровно (без перекосов) встала в дропауты. Затем снова затяните эксцентрик (или гайку оси).
  2. Проверьте наличие трения тормоза. Поднимите велосипед и раскрутите колесо. Внимательно посмотрите на зазоры между ротором и колодками. Для того, чтобы зазор был виден лучше можно положить на пол лист белой бумаги и использовать фонарик.
Сейчас самый подходящий момент для контроля износа колодок. Оцените визуально их износ, в случае необходимости замените колодки в соответствии с нашей инструкцией
слева: без потертостей, посередине: легкое потертости, справа: явные потертости
СЛЕВА: идеальное расположение калипера, ПОСЕРЕДИНЕ: легкое прилегание, СПРАВА: сильное прилегание
Ниже мы приводим список дополнительных причин, трения дискового тормоза. Без их устранения правильно центровать калипер не получится
  1. Погнутый ротор: Допускается незначительное биение ротора, которое несложно устранить с помощью специального инструмента. При сильной деформации ротора потребуется его замена.
  2. Люфт ротора: роторы крепятся с помощью монтажных болтов или стопорных колец. Проверьте степень их затяжки.
  3. Люфт подшипника втулки: Люфт подшипника втулки легко диагностировать. Просто покачайте колесо из стороны в сторону, взявшись одной рукой за верх колеса, а другой за низ. Если есть люфт, то необходимо отрегулировать втулку.
  4. Залипание поршней: пыль и грязь могут скапливаться на одном или обоих поршнях и вызывать их заедание. В большинстве случаев, чтобы решить эту проблему необходимо тщательно очистить тормозной калипер и его цилиндры.

Настройка дискового тормоза

Если вы убедились, что ваши колеса правильно установлены, и исключили другие возможные источники трения тормоза, можно приступить к настройке. Процесс одинаков для передних и задних тормозов.

  1. Ослабьте оба крепежных болта калипера, чтобы он мог свободно перемещаться из стороны в сторону. Обратите внимание, что на некоторых велосипедах крепежные болты находятся под нижним пером или на кронштейне.
Ослабьте болты крепления
ОСЛАБЬТЕ БОЛТЫ КРЕПЛЕНИЯ
  1. Зажмите рычаг тормоза. Это центрирует корпус калипера относительно ротора.
Суппорт по центру ротора
  1. Удерживая тормозной рычаг в зажатом положении, затяните крепежные болты.
  2. Отпустите тормозной рычаг.
  3. Раскрутите колесо, чтобы проверить, отсутствие трения тормоза.
  4. Если трения нет, то колодки выровнены. Затяните крепежные болты с необходимым крутящим моментом, 6–8 Нм. На этом процедура завершена.

Если трение тормоза не устранено, перейдите к шагу 7 для тонкой настройки.

Точная настройка гидравлического выравнивания
  1. Снова раскрутите колесо. Пока колесо вращается, ослабьте один из крепежных болтов калипера и легкими, но точными движениями, нажимая пальцем на калипер в необходимом направлении, найдите его правильное положение, при котором зазор между колодками и ротором будет одинаковым. Будьте особенно осторожны с пальцами, чтобы не задеть вращающийся ротор — это травмоопасно.
  2. Если вы не можете поймать нужное положение калипера, попробуйте ту же процедуру на другом болте. 
  3. Как только колодки не будут тереться, полностью затяните каждый крепежный болт. На этом процесс завершен.

Дополнительные сведения

Некоторые тормоза имеют конические шайбы для обеспечения соосного выравнивания тормозных калиперов относительно рамы велосипеда.

Hyd Align Conical

Если после выполнения всех процедур, описанных выше, не удается избавиться от трения тормоза, то возможно проблема кроется в несоосном креплении калипера к раме велосипеда.

В некоторых случаях требуется шлифовка и выравнивание посадочных мест рамы велосипеда специальным инструментом, для этой процедуры вам придется обратиться в веломастерскую. 

Крепления рамы не перпендикулярны ротору (преувеличено)

Мы надеемся, что наша инструкция была для Вас полезна.

Хороших Вам дорог, всегда Ваш, BikeDoc!

Игорь Каверин
Оцените автора