Варка велосипедной цепи | как подготовить новую цепь перед варкой в парафине

Зачем варить велосипедную цепь

В наши дни цепи и кассеты для велосипедной трансмиссии стоят недешево, поэтому мы стремимся к тому, чтобы они служили как можно дольше. Хотя использование хорошей капельной смазки и постоянная чистка трансмиссии могут творить чудеса, независимые испытания снова и снова показывают, что вершину совершенства по эффективности и уменьшению трения можно достичь при использовании метода иммерсионного вощения или говоря простым языком смазки велосипедной цепи растопленным парафином.

Варка велосипедной цепи | как подготовить новую цепь перед варкой в парафине

Для тех, кто впервые сталкивается с восковой обработкой цепей, это метод заключается в погружении чистой цепь в емкость с растопленным парафином, с добавками для уменьшения трения. Но не стоит окунать цепь в расплавленные свечи, так как в итоге вы получите восковое месиво.

Zero Friction Cycling (ZFC) являются экспертами в области испытаний цепей. В общей сложности они проехали более 300 000 км — и шесть из десяти лучших результатов по эффективности цепи были получены при обработке цепей горячим воском. При правильном подходе обработка цепи воском может продлить срок службы деталей трансмиссии в три-пять раз, в зависимости от условий эксплуатации. Поскольку воск застывает и имеет твердую структуру, он не собирает так много песка и грязи, при этом цепь остается чистой и не пачкается.

Воск заменяет стандартную капельную смазку, а независимые испытания показали, что он снижает трение и продлевает срок службы компонентов трансмиссии.

Тем не менее, чтобы правильно подготовить цепь к нанесению восковой смеси, требуется немного усилий и времени — многие велосипедисты, имеют сразу несколько цепей и обрабатывают их все одновременно, чтобы максимально оптимизировать рабочий процесс. Как только вы освоите этот процесс, он окажется не таким уж пугающим и в конечном итоге сэкономит вам время и деньги.

Как очистить велосипедную цепь перед варкой в воске 

Приведеные в статьи инструкции одинаково применимы для подготовки велосипедной цепи к нанесению воска или любой другой капельной смазки на парафиновой основе. Результат, который необходимо достичь это идеально чистая поверхность металла для хорошего контакта парафина с цепью. 

Работая в этой сфере уже долгое время, можно регулярно удивляться тому, насколько сложный процесс очистки цепи используют некоторые велосипедисты-энтузиасты. В некоторых случаях последовательность действий может состоять из 10-15 шагов с использованием 5-8 различных продуктов.

Варка велосипедной цепи | как подготовить новую цепь перед варкой в парафине

Наверное, самая большая ошибка — это использование бензина или даже дизельного топлива для чистки цепей. Да, эти жидкости дешевы, но оставляют после себя масленую пленку, которая не позволяет парафину эффективно контактировать с поверхностью металла цепи. 

Второе — слишком долгое замачивание в растворителях / обезжиривателях, что может привести к коррозионному напряжению, делающему металл более хрупким, научным языком этот процесс называется водородным охрупчиванием. Нам известны случаи, когда некоторые велосипедисты замачивали цепи в обезжиривателях или бензине в течение нескольких дней, что безусловно плохо влияло на свойства металла цепи. После таких «замачиваний» велика вероятность разрыва цепи в процессе эксплуатации. 

Мы рекомендуем использовать Уайт-спирит вместо обезжиривателя, поскольку он, как правило, являются более эффективным растворителем заводской смазки цепи, он чище, практически не оставляет жирной пленки на поверхности и он более экологичен и прост в утилизации. 

Варка велосипедной цепи | как подготовить новую цепь перед варкой в парафине

Очистка цепи всегда состоит из двух этапов: 

  • первый этап — очистка цепи
  • второй – удаление масленой пленки, чтобы воск/смазка могли сцепиться с чистым и металлом цепи. 

Очистка новой велосипедной цепи от заводской смазки 

Как мы уже отмечали выше продолжительное замачивание цепи в растворителе может быть губительным для металла, из которого изготовлена велосипедная цепь из-за угрозы начала коррозийного процесса водородного охрупчивания. С другой стороны, заводская смазка цепи или как ее иногда называют консервант может не смыться с поверхности цепи при кратковременном замачивании – двух минут будет точно недостаточно для того, чтобы полностью избавиться от смазки.

Таким образом необходимо найти золотую середину — подобрать оптимальное время замачивания цепи при котором не появиться эффект коррозийного напряжения, а с другой стороны, с ее поверхностью смоется весь консервант.

Мы досконально изучили опыт именитых мастерских, занимающихся вощением цепей профессиональных команд и готовы поделиться с вами технологическим процессом нанесения воска. Наша технология очистки бережно избавит поверхность металла от заводской смазки, не подвергая его риску водородного охрупчивания и создаст идеальные условия для нанесения воска.

  1. Замочите новую велосипедную цепь (в заводской смазке) в емкости (бутылка с широким горлышком или банке) с Уайт-спиритом объемом 200 мл на 10-15 минут. По истечению этого времени энергично встряхивайте емкость в течение 30 секунд. 
Варка велосипедной цепи | как подготовить новую цепь перед варкой в парафине
  1. Поместите вашу цепь в новую емкость с чистым Уайт-спиритом на 2 минуты, при этом постоянно встряхивая цепь. Цепи Sram обычно нуждаются еще в 2-3 дополнительных циклах промывки в чистом Уайт-спирите, так как цепи этого бренда содержат очень липкий консервант, который сложно вымывается.
Мы не рекомендует использовать цепи KMC для смазки воском, поскольку их поверхность обработана специальным покрытием, которое отталкивает восковые смазки и очень сложно поддается удалению с поверхности.
  1. Переместите цепь в емкость с Изопропиловым спиртом на 2-3 минуты. Это, по сути, чистый спирт, который уберет маслянистую пленку с поверхности цепи максимально эффективно обезжирив ее поверхность. 
  2. Высушите и вытрете цепь на сухо.
  3. Теперь ваша цепь готова для нанесения восковой смазки. 

Очистка б/у велосипедной цепи для перехода на воск

Варка велосипедной цепи | как подготовить новую цепь перед варкой в парафине

Мы не рекомендуем очищать цепи для перехода на воск, которые уже эксплуатируются и пробег которых превышает 1000 км. Очистка такой цепи потребует большого расхода растворителя, а начавшийся износ звеньев уже не удаться компенсировать переходом на воск. Лучшим решением в этой ситуации – это покупка новой цепи.

Если вы все-таки решили заняться очисткой б/у цепи, то рекомендуем придерживаться следующего технологического процесса

  1. Предварительно замачивать цепь не надо. Прополощите цепь в емкости, содержащей 200-300 мл Уайт-спирита. После каждого полоскания сливайте грязный раствор и заливайте новый. Повторяйте процедуру до тех пор, пока жидкость не будет оставаться прозрачной в процессе полоскания. Обычно требуется от 10 до 15 циклов замены Уайт-спирита.
  2. После очистки Уайт-спиритом прополощите цепь в изопропиловом спирте, после чего вытрите ее насухо. 

Стоит ли покупать ультразвуковую мойку? 

Варка велосипедной цепи | как подготовить новую цепь перед варкой в парафине

Если вы планируете приобрести ультразвуковую чистку исключительно для перевода ваших велосипедных цепей на воск, то нет! Такая покупка будет бессмысленной и нецелесообразной, а ваши вложения не окупятся. Ведь после перехода на воск необходимость повторной чистки цепи будет возникать крайне редко.

Если вы планируете использовать капельные смазки на восковой основе, то ультразвук для лучшей периодической очистки цепи может быть хорош. Но стоит учитывать, что аналогичного результата можно достичь традиционным полосканием цепи в Уайт-спирите. 

Многие люди получают худшие результаты очистки цепи при использовании ультразвуковой ванны по сравнению с традиционным полосканием в растворителе, так как полагают, что ультразвук сделает волшебную работу и цепь будет идеально очищена. В реальности растворитель в ультразвуковой чистке становится черным уже через 10 секунд, а дальнейшее нахождение вашей цепи в этой грязной жиже не будет способствовать ее дальнейшему очищению. Из-за веры в магию ультразвуковой чистки люди пропускают циклы замены растворителя, что значительно ухудшает конечный результат. 

Покупка готовых вощеных цепей

Варка велосипедной цепи | как подготовить новую цепь перед варкой в парафине

Многие велосипедисты выбирают предварительно подготовленные вощенные цепи. Такие цепи проходят совершенный технологический процесс очистки и варки. Каждая цепь готовиться готовится идеально, а клиенту больше не нужно возиться с растворителями их утилизацией и варкой самой цепи. 

Клиент может сразу установить такую цепь на свой велосипед и наслаждаться безупречной эффективностью своей трансмиссии, а когда придет время просто повторно нанести воск. Компания ZFC позволяет выбрать цепи, которые будут предварительно обработаны такими инновационными восковыми смазками как MspeedwaxSilca Hot Melt или absoluteBlack Graphene

Капельные восковые смазки могут быть добавлены прямо на эти подготовленные цепи. Если вы не захотите в дальнейшем заниматься варкой такой цепи вы можете просто продолжить их использование смазывая капельными смазками на парафиновой основе. Вы можете быть абсолютно спокойны, ведь вся заводская смазка была профессионально удалена. 

ZFC также гордится тем, что предлагает услугу чистка и вощение новой неиспользованной цепи в заводской смазке. Многие клиенты иногда выбрасывают совершенно новую цепь при покупке нового велосипеда, так как не хотят возиться с очисткой заводской смазки и сразу переходили на цепь, предварительно обработанную одной из лучших в мире смазок от ZFC.

Выбрасывать новые цепи очень расточительно и не экологично и ZFC гордится тем, что им удалость решить эту проблему. Теперь по всему миру при покупке новой цепи ZFC могут прислать в компанию свою неиспользованную цепь с велосипеда, которая будет бесплатно очищена и обработана парафиновой смазкой. Вам придется только компенсироваться транспортные расходы на пересылку цепи. 

Как правильно варить в воске велосипедную цепь

Варка велосипедной цепи | как подготовить новую цепь перед варкой в парафине
  1. Снимите цепь с велосипеда, расстегнув быстросъемное звено ведущее звено оставив его в безопасном месте (лучше использовать специальный инструмент для растягивания звена). 
  1. Наденьте цепь на проволоку из-под вешалки для одежды – как показано на рисунке. 
Варка велосипедной цепи | как подготовить новую цепь перед варкой в парафине
  1. Если вы используете специальное устройство для варки цепи выберете самый низкий режим, снимите крышку и положите цепь на воск в кастрюле. (Лучше всего дать цепи расплавиться в воске. Когда воск растает, цепь нагреется вместе с ним, и воск на цепи тоже растает в кастрюле. Если вы сначала растопите воск, а затем поместите велосипедную цепь в кастрюлю, оставьте ее там на 5 минут, чтобы цепь тоже полностью нагрелась). 
  1. Через час воск должен полностью расплавиться и равномерно проникнуть во все полости звеньев велосипедной цепи. 
  1. Энергично пошевелите цепь в кастрюле в течение 20-30 секунд, затем вытащите ее и подвесьте над емкостью на 15 секунд, чтобы воск стекал с цепи в кастрюлю. 

Если вы используете систему с двумя емкостями, повторите замачивание в емкости 2. Преимущество системы с двумя емкостями заключается в том, что любые остаточные загрязнения цепи остаются в емкости 1, оставляя воск в емкости 2 очень чистым. 

Примерно через 30 циклов варки цепи в парафине воск из емкости 2 добавляется в емкость 1, а воск из емкости 1 утилизируется.

Система варки цепи в двух емкостях позволяет проехать около 9000 км на одной упаковке парафина против 6000 км при использовании одной емкости, где рекомендуется менять воск примерно через 20 циклов плавления. 

  1. Повесьте цепь сушиться. Часть воска будет капать с на пол, поэтому постелите бумагу или другой материал для защиты поверхности от капель
  1. Когда воск застынет — примерно через 15 минут в большинстве случаев — он станет очень жестким и твердым. 

Перед установкой сваренной в парафине велосипедной цепи на велосипед необходимо разрушить восковое соединение на каждом звене. Это можно сделать разными способами: можно разработать каждое звено вручную поочередно перебрав каждое звено.

Можно сделать это стоя над велосипедом, уперевшись грудью в седло, пропустить цепь вокруг кассеты и потянуть ее на себя. При этом звенья будут разрываться от воска по мере прохождения через кассету.

В теплые дни разрушить восковое соединение легко, а если в холодный день, то будет немного сложнее. 

  1. Установите цепь на велосипед, застегните быстросъемное звено. Прокрутите педали на самой маленькой звезде около 30 секунд. Это позволит немного размягчить воск и удалить его излишки. Поначалу цепь будет казаться очень жесткой. Через несколько минут езды цепь выйдет на номинальный режим работы и все станет идеально. 
Варка велосипедной цепи | как подготовить новую цепь перед варкой в парафине
  1. Первую поездку на свежей цепи лучше всего совершить на малой передней звезде и малых звездах (в течение 5 минут). Маленькое кольцо + маленькие шестеренки обеспечивают полную амплитуду движения звеньев и гарантируют, что воск хорошо впитается и будет готов работать на протяжении сотен километров. 

Подготовка велосипедной цепи к важной гонке

Если цепь только что сварена и установлена на велосипед и вам предстоит важная гонка, то рекомендуется проехать не менее 20 минут, чтобы воск как следует впитался и отполировал поверхность звеньев. 30-45 катания обеспечат идеальный вариант, когда где воск достигает своего абсолютного минимального коэффициента трения. 

Но имейте в виду, что если вы не успеете сделать такую предварительную поездку перед гонкой, то даже после пары минут езды, ваша цепь все равно будет иметь гораздо меньшее трение, чем любая цепь в заводской или традиционной смазки и будет становиться только лучше по мере того, как будет продолжаться гонка. 

К слову, о гонках, если вы используете порошок Molten Speed Wax Race Powder, который снижает трение еще примерно на 6%, цепь нужно обкатывать не менее 20 минут, чтобы создать достаточно пространства между воском и порошком для лучшего проникновения.

Еще лучше, если у вас есть время, прогнать цепь еще 10-20 минут после первого нанесения порошка, а затем снова нанести порошок. 

Для нанесения просто нанесите порошок маленькой кисточкой, используйте небольшой прямоугольный контейнер или поднос под цепью, чтобы собрать излишки порошка, и наденьте перчатки, так как он довольно сильно окрашивает кожу. 

Подумайте о приобретении специализированной гоночной цепи. Для тех, кто участвует в гонках, это просто очень разумный выход. Рано или поздно вам всегда понадобится еще одна цепь (раньше — с капельной смазкой, позже — с воском). 

Затем, когда тренировочная цепь достигнет 0,5% износа — гоночная цепь перейдет в разряд тренировочных, а новая цепь станет гоночной. Гонять на той же цепи, что и на тренировочной, не так разумно, как держать цепь в максимально возможном состоянии для гонок. 

Отдельная цепь для гонок и тренировок это очень умный и один из самых экономически эффективных способов минимизировать потери на трение в вашей трансмиссии. 

Игорь Каверин
Оцените автора