Групсеты SRAM для шоссейных и гравийных велосипедов, полное руководство

Узнайте в нашей статье все о линейке шоссейных групсетов SRAM, изучите мнение экспертов о преимуществах и недостатках каждой группы. Подберите компоненты, которые подходят именно Вам.

Самое важное у групсетах SRAM

Производитель компонентов SRAM выпускает ряд групсетов для шоссейных и горных велосипедов. В этом руководстве по шоссейным группам SRAM для мы рассмотрим все возможные варианты: от инновационных беспроводных электронных систем переключения передач SRAM до групп начального уровня Apex.

Американский производитель компонентов был основан в 1987 г. Первым продуктом SRAM стал переключатель скоростей Grip Shift с вращающейся рукояткой для шоссейных и триатлонных велосипедов, который впоследствии был адаптирован для горных байков.

Среди трех основных производителей групсетов для шоссейных велосипедов — Shimano, SRAM и Campagnolo — SRAM является «новичком», но имеет широкий ассортимент и завоевал значительную часть рынка.

По сути, SRAM предлагает четыре дорожные группы, и хорошая новость заключается в том, что вы сможете подобрать себе комплектацию, соответствующую как вашему типу катания, так и вашему бюджету. Все четыре группы имеют как дисковые гидравлические так и механические тормоза.

Давайте расставим групсеты SRAM в порядке возрастания класса их компонентов, от низкого к высокому уровню. Apex — группа начального уровня, за ней следуют Rival, Force и Red. Red eTap — самая легкая и самая дорогая группа SRAM, используемая профессиональными шоссейными гонщиками SRAM.

Групсеты SRAM для шоссейных и гравийных велосипедов, полное руководство

Несмотря на то, что SRAM появилась на рынке гораздо позже, чем Di2 от Shimano, она стала пионером в области электронного переключения передач с момента выпуска SRAM Red eTap летом 2015 года.

Однако все немного сложнее чем может показаться. Механические групсеты SRAM по-прежнему 11-скоростные, в то время как три их топовые группы — Rival, Force и Red — выпускаются в 12-скоростных беспроводных электронных версиях. Ниже приводится подробный рейтинг групсетов SRAM.

Беспроводные группы SRAM:Механические группы SRAM:
Red eTap AXS
Force eTap
Rival eTap AXS
Force 1
Rival 1
Apex 1
Apex (10-speed)

Компания SRAM изначально сосредоточилась на производстве систем с одной звездой спереди, для горных велосипедов, затем для циклокросса, а потом уже для гравийных и шоссейных велосипедов.

Все версии Force, Rival и Apex выпускаются только в конфигурации с одной звездой спереди.

Давайте более подробно познакомимся со всеми вариантами групсетов SRAM.

SRAM Red eTap AXS

Групсет SRAM Red eTap AXS

SRAM Red eTap AXS — это второе воплощение беспроводной электронной системы SRAM. Переключение передач осуществляется с помощью кнопок на тормозных рычагах, которые посылают сигнал на переключатели, чтобы те выполнили свою работу.

Щелчок на правой кнопке переводит задний переключатель на большую звездочку, а щелчок на левой кнопке — на меньшую звездочку. Одновременное нажатие на обе кнопки переключает передний переключатель.

Кассета SRAM Red eTap AXS

Red eTap AXS — это 12-скоростная кассета с маленькой звездой на 10 зубьев в линейке из трех доступных кассет. Эти кассеты подходят только для колес с фрихабом SRAM XDR, который на 1,85 мм шире, чем фрихаб SRAM XD для горных велосипедов. Данная конструкция образует необходимый зазор между кассетой и цепью, когда последняя находится на большой звезде.

На выбор предлагаются кассеты со следующими диапазонами передаточных чисел: 10-36, 10-33 и 10-28 с переключателем 36t-max, а также кассеты: 10-26, 10-28 и 10-33 с переключателем 33t-max. 

Системы представлены как с одной, так и с двумя передними звездами, и все они имеют меньший размер ведущих звезд, по сравнению с другими современными системами с двумя звездами: 46/33, 48/35 и 50/37. Такой набор дает диапазоны передач с более высокой верхней и более низкой нижней передачей, чем в предыдущих вариантах.

Система шатунов SRAM Red

В качестве дополнительной опции системы могут быть оснащены измерителем мощности. Признаться, это довольно странное решение. В большинстве версий он встроен в сами звезды системы, поэтому при их износе вам придется заменить и измеритель мощности. 

SRAM утверждает, что такая конструкция позволила создать более легкий и жесткий кривошипный измеритель мощности.

Задний электронный переключатель SRAM Red

Один задний переключатель (на рисунке выше) работает со всеми тремя вариантами кассет, а также системами с одной или двумя звездами. 

Переключатель оснащен внутренней системой управления цепью Orbit с жидкостным демпфером, который, по мнению SRAM, делает работу трансмиссии более тихой, простой и эффективной. 

Есть и хорошие новости для тех, кому важны низкие передаточные числа и эффективное переключение передач. Задние переключатели Eagle AXS для горных велосипедов прекрасно работают с переключателями на шоссейных дуалах. Таким образом на шоссейном или гравийном велосипеде можно собрать систему с одной звездой и супернизкой передачей, если вам действительно нужно. 

Red eTap AXS настраивается с помощью приложения для смартфона. Можно изменить способ переключения передач, чтобы при нажатии правой кнопки включались низшие передачи, а не высшие, или заставить систему переключать передний механизм за вас, чтобы вам нужно было нажимать только одну кнопку.

Приложение также следит за уровнем заряда батареи, а после установки обновлений сможет определять износ цепи и общий пробег системы.

Цепь SRAM Flattop

Цепь получила название Flattop, поскольку внешние края звеньев плоские. Обратная совместимость с Red eTap первого поколения отсутствует.

Покупка Red eTap AXS

Стоимость набора зависит от типа тормозов и типа системы.

Доступны следующие конфигурации: 

  • система с двумя звездами / дисковые тормоза (+ опциональный измеритель мощности) 
  • система с двумя звездами /ободные тормоза (+ опциональный измеритель мощности) 
  • система с одной звездой /дисковые тормоза (+ опциональный измеритель мощности) 

Чаще всего в комплекте групсета идут переключатели, тормозные рычаги и тормозные калиперы. Отдельно приобретается добавляется цепь и кассета. Вам также потребуются заднее колесо с фрихабом SRAM XDR.

Полный групсет с двумя звездами спереди и дисковыми тормозами включает в себя:

  • Систему шатунов Sram Red D1 DUB 
  • Кассету Sram Red XG-1290 
  • Цепь Sram Red D1
  • Дуал Sram Red eTap AXS HRD Shift-Brake-System с калиперами Flat Mount — 2×12 Speed
  • Задний переключатель Sram Red eTap AXS — 12 скоростей
  • Передний переключатель Sram Red eTap AXS — 2×12 скоростей
  • Аккумуляторы (2 шт) Sram AXS
  • Ротор Sram Centerline XR Centrelock — 140 мм
  • Ротор Sram Centerline XR Centrelock — 160 мм
  • Зарядное устройство Sram AXS

SRAM Force eTap AXS

SRAM представила электронную, беспроводную 12-скоростную версию своего групсета Force после глобального обновления линейки в 2020 году. В 2023 году появилась Force eTap AXS второго поколения.

Групсет SRAM Force eTap AXS

Перед таким обновлением компания решила ряд проблем с кастомными настройками групсета, а также был осуществлен перенос 12-скоростной технологии с горных велосипедов на шоссеные трансмиссии.

Так была создана новая версия Force Red eTap. Эта генерация стала более тяжелой версией SRAM Red. Производительность новой трансмиссии стала еще ближе к топовой серии Red, а новый групсет стал легче, чем предыдущая версия. Эта группа обзавелась новыми интегрированными передними звездами. В качестве дополнительной опции можно приобрести систему с измерителем мощности. 

Дуалы SRAM Force

Капюшоны переключателей стали меньше и аккуратнее, хотя практически все тормозные компоненты остались такими же, как и у SRAM Force предыдущего поколения.

Как и прежде, предлагается несколько размеров кассет с маленькой звездой на 10 зубьев, а также системы шатунов Force 50/37 наряду с вариантами 48/35 и 46/33. На выбор предлагаются варианты систем как с одной, так и с двумя звездами. Система с двумя звездами теперь имеет интегрированную конструкцию. SRAM утверждает, что такая система делает работу переднего переключателя более быстрой и точной. 

Система шатунов Force AXS 50/37

Появились и новые варианты шатунов с измерителями мощности Force: новый шатун Force AXS Power Meter Crankset (на фото выше) предлагает измеритель мощности, встроенный в звезды, а не в шатун. В линейке Force также есть измерители мощности на базе шатуна, но он измеряют мощность только на левом шатуне, а данные потом используются для расчета общей мощности.

Как и прежде, есть варианты SRAM Force Wide, если вам нужны более низкие передачи и еще более широкий диапазон передаточных чисел. Существует версия системы с широкой кареткой Force Crankset (43/30T Wide), данный стандарт кареточного узла подходит для шоссейных и горных велосипедов. Он не имеет интегрированных в систему звезд и используется с передним переключателем SRAM Force AXS Wide.

Комбинация системы 43/30T в сочетании с широкой линией цепи способствует увеличению клиренса для установки более широких шин.

Покупка Force eTap AXS

При покупке данного групсета доступны следящие конфигурации: 

  • Система с двумя звездами/дисковые тормоза (+ опциональный измеритель мощности) 
  • Система с двумя звездами/ободные тормоза (+ опциональный измеритель мощности) 
  • Система с одной звездой/дисковые тормоза (+ опциональный измеритель мощности) 

Как и в случае с Red eTap AXS, если вы хотите перейти на новую группу, вам потребуется целый набор, а также новое заднее колесо с фрихабом SRAM XDR для установки маленькой задней звезды на 10 зубьев. Совместимость с Red eTap первого поколения не предусмотрена.

Полный комплект групсета с двумя звездами спереди и дисковыми тормозами включает в себя:

  • Дуал SRAM Force eTap AXS в сборе с рычагом переднего тормоза/переключателя с калипером flatmount
  • Рычаг заднего тормоза/переключателя SRAM Force eTap AXS в сборе с калипером flat mount
  • 2 дисковых ротора SRAM Centerline XR 160 мм, крепление тормозного ротора Centrelock
  • Задний переключатель SRAM Force eTap,
  • Передний переключатель SRAM Force etap, Braze-on
  • Два аккумулятора SRAM eTap
  • Зарядное устройство и шнур SRAM
  • Кассета SRAM Force 12 Speed
  • Цепь SRAM Force 12 Speed Flattop 
  • Система шатунов SRAM Force

SRAM Rival eTap AXS

Последним, кто перешел на электронную трансмиссию, стал групсет третьего уровня от SRAM, вышедший в апреле 2021 года. SRAM Rival eTap AXS сделало электронное переключение передач доступным для большего числа велосипедистов, чем когда-либо прежде. 

Групсет SRAM Rival eTap AXS

Rival eTap AXS – это 12-скоростная система, как и Red и Force, и также доступна в вариантах систем с одной и двумя звездами. 

В этой группе имеется один вариант заднего переключателя: 36t cog max derailleur, работающий с кассетами 10-28, 10-30, 10-33 и 10-36. Имеется возможность установки измерителя мощности Quarq внутри шатунного шпинделя DUB.

Измеритель мощности Quarq

Как и в случае с Force eTap AXS, имеется вариант системы с широкой кареткой 43/30T для велосипедов с широкими шинами до 700x45c или 27,5×2,1″. 

Покупка Rival eTap AXS

При покупке данного групсета доступны следящие конфигурации:

  • Система с двумя звездами/дисковые тормоза (+ опциональный измеритель мощности) 
  • Система с двумя звездами/ ободные тормоза (+ опциональный измеритель мощности) 
  • Система с одной звездой/дисковые тормоза (+ опциональный измеритель мощности) 

Полный комплект групсета с двумя звездами спереди и дисковыми тормозами включает в себя:

  • Переключатели SRAM Rival eTap AXS HRD
  • Тормозные калиперы SRAM Rival Flat Mount
  • Задний переключатель SRAM Rival eTap AXS со средней лапкой, включая аккумулятор
  • Передний переключатель SRAM Rival eTap AXS, включая аккумулятор
  • Система с измерителем мощности SRAM Rival AXS DUB Power Meter
  • Кассета SRAM XG-1250 12-скоростная 10-36т
  • Цепь SRAM Rival AXS 120 Links с 12-скоростей PowerLink
  • Тормозные роторы SRAM 160 мм Paceline с системой ерепления Center Lock
  • Зарядное устройство и шнур SRAM AXS

SRAM Force 1 

Групсет SRAM Force 1

SRAM Force выпускается с системой на одну звезду. Групсет предназначенн для шоссейных, гравийных, приключенческих и велосипедов для триатлона. Это означает, что вы получаете одну звезду спереди и кассету с широким диапазоном сзади.

SRAM утверждает, что система с одной звездой проще, поскольку нет переднего переключателя и цепь никогда не будет тереться о его переднюю рамку на неровностях. SRAM также заявляет, что контакт между цепью и звездой системы будет лучше, поскольку передняя звезда — Sync имеет высокие, квадратные края зубьев, которые быстрее входят в зацепление с цепью, а чередующейся острый и узкий профиль зубьев не позволяет цепи соскальзывать на кочках.

Задний переключатель SRAM Force 1

Система с одной звездой состоит из трех элементов. Передняя звезда X-Sync выпускается в нескольких модификациях и имеет от 38 до 54 зубьев; широкодиапазонные 11-скоростные кассеты — 11-36, 11-32 и 11-30, а также огромная кассета 10-42, представленная для оригинальной системы 1x для горных велосипедов, для которой требуется специальный фрихаб SRAM XD; и наконец, задний переключатель с механизмом , который предотвращает проскальзывание цепи.

Кассета SRAM Force 1

Трансмиссия с одной звездой может предложить очень широкий диапазон передач. Передняя звезда с 46 зубьями и кассетой 10-42 дает несколько больший диапазон передач, чем компактная система с двумя звездами с 50/34 зубьями и кассетой 11-25.

Вместе с тем при использовании Force 1 некоторые райдеры обращают внимание на значительные скачки в передаточном отношении на широкодиапазонной кассете.

Иногда можно обнаружить, что вы вращаете педали гораздо быстрее, чем вы ожидали, или наоборот медленнее, но вскоре к этому можно адаптироваться. 

SRAM Force 1 выпускается как с гидравлическими, так и с механическими тормозами.

SRAM Rival 1 

Rival по-прежнему выпускается в конфигурации c одной звездой спереди и кассетой широкого диапазона. У этого групсета нет прямых конкурентов от Shimano или Campagnolo.

Задний переключатель SRAM Rival 1 

Самой важной частью группы является задний переключатель Rival 1 X-Horizon. Внутри этого компонента находится механизм зацепления, который предотвращает нежелательное движение цепи. Такая конструкция исключает проскальзывание цепи при езде по ухабистой местности.

Rival 1 предлагает простоту переключения, удобный диапазон передач и мощные гидравлические тормоза (или механические, на ваш выбор).

Система SRAM Rival 1 

Кроме того, переключатель прост в использовании. Перемещением рамки переключателя вдоль кассеты (на высокую и низкую передачи) управляет всего лишь один лепесток, расположенный на рычаге дуала.

Сильное нажатие на лепесток переключателя переводит цепь на большую звезду (понижает передачу). Отрывистое нажатие на лепесток (подобно щелчку компьютерной мыши) переключает задний переключатель на меньшую звезду (повышенную передачу).

Вы быстро привыкаете к новому алгоритму переключений, которое может показаться на первый взгляд довольно специфичным и не таким бесшумным как у Shimano. Но передачи при всем этом переключаются с исключительной точностью.

Переходы между некоторыми передачами носят скачкообразный характер, что может отпугнуть велосипедистов, которые любят точно поддерживать оптимальны каденс. Это один из самых главных компромиссов этого групсета, но для большинства велосипедистов это не станет проблемой.

Этот групсет может заинтересовать любого, кто собирает гравийный велосипед, выбирает байк для приключений, туринга или циклокросса. Трансмиссия может не понравится лишь шоссейным гонщикам, своими скачками в передаточных соотношениях и ограниченным диапазоном, не предусматривающий быстрых скоростей по ровному шоссе.

SRAM Apex 1

Групсет SRAM Apex 1

В то время как версия Apex с двумя передними звездами является десятискоростной, то модификация с одной передней звездой идет с 11-и скоростной кассетой. Такая, способна обеспечить как широкий диапазон передач, необходимый гравийным велосипедам, так и комфортные передаточные соотношения между передачами.

Как и Rival 1, Apex 1 использует технологию заднего переключателя X-Horizon от SRAM, с роликовой муфтой для борьбы с проскальзыванием цепи. Практически во всех других отношениях Apex 1 — это бюджетный младший брат Rival 1, поэтому к нему применимы те же комментарии, и его часто можно увидеть на гравийных велосипедах с одной звездой.

Эту нишу велосипедных трансмиссий полностью занимала SRAM до появления GRX от Shimano в 2019 году.

SRAM Apex  

Задний переключатель SRAM Apex  

Apex — это 10-скоростная шоссейная группа начального уровня от SRAM. Здесь нет топовых технологий, как в группах более высокого класса, но этого и следовало ожидать. Например, передний переключатель не оснащен технологией Yaw от SRAM, позволяющей избежать необходимости подстраивать положение рамки при перемещении цепи по кассете, но зато вы получаете систему управления DoubleTap и мощные клещевые тормоза.

Передний переключатель SRAM Apex  

Как и все остальные шоссейные группы SRAM, Apex выпускается в конфигурации WiFLi, что означает возможность установки широкодиапазонной кассеты (на 12-32 зуба) с задним переключателем с длинной лапкой.

Система шатунов SRAM Apex  

Системы шатунов Apex поставляются в вариантах 53/39, 50/34 и 48/34 зуба, но модификации с 52/36 зубами здесь не предлагаются.

Клещевые тормоза SRAM Apex  

Несмотря на то, что Apex выглядит несколько устаревшим на фоне своих более именитых собратьев, он имеет прекрасные характеристики, которые нравяться многим велосипедистам. К тому же, этот групсет более доступен по цене, так что если вы ищете хорошую производительность в рамках бюджета, то этот вариант может стать для вас оптимальным.

SRAM Red 22, Force 22 и Rival 22 — это механические группы SRAM предыдущего поколения, которые больше не выпускаются в виде готовых комплектов. Однако розничные продавцы SRAM все еще могут предложить отдельные компаненты, такие как задние переключатели и дуалы. 

Игорь Каверин
Оцените автора