Момент затяжки резьбовых соединений в современных велосипедах

В этой статье мы рассмотрим все вопросы, связанные с моментом затяжки резьбовых соединений в велоиндустрии. Вы узнаете, как правильно выбрать значение момента для различных деталей, зачем необходим динамометрический ключ. В конце статьи приведена таблица с рекомендованными значениями момента затяжки для различных компонентов велосипеда.

Матчасть резьбовых соединений

Резьбовые соединения, такие как гайки и болты, используются для крепления большинства компонентов вашего велосипеда. При затягивании крепежа деталь и сам крепеж подвергается упругим деформациям, он сгибается и растягивается, подобно резиновой ленте. В абсолютных цифрах растяжение не является постоянной величиной, но оно вызывает в резьбовом соединении силу, которая называется «предварительной нагрузкой» или натяжением. 

Каждый крепеж рассчитан на определенный диапазон натяжения. Слишком сильное затягивание может привести к предельной деформации и разрушении детали. Слишком малый предварительный натяг означает, что крепеж будет ослабевать при использовании. 

В обеих случаях неправильно подобранный момент затяжки резьбового соединения может привести к печальным последствиям, повреждению деталей, нарушению эксплуатационных характеристик или даже получению травмы. Плохо затянутые болты и гайки нередко являются источником раздражающих посторонних звуков при езде на велосипеде.

Напряжение в крепеже в значительной степени зависит от величины крутящего момента, затяжки и размера резьбы. Как правило, инженеры подбираю диаметр болтов резьбового соединения с запасом, чтобы деталь могла выдержать расчетные нагрузки. Например, болт M5 используемый в держателе велосипедной бутылки не способен выдержать нагрузки, которые испытывают шатуны системы. Даже если бы такой болт был затянут максимально туго, он не обеспечил бы достаточного усилия для надежной фиксации оси шатуна. 

На соединение шатунов велосипеда с осью приходится довольно большая нагрузка, поэтому лучше выбрать болты большего размера (M8, M12, M14). Давление, создаваемое резьбовым соединением может быть значительным, чтобы надежно зафиксировать элементы детали. Например, полностью затянутый болт шатуна может создавать усилие более 14 000 Ньютонов, удерживая компонент на месте.

Принято считать, что болты и гайки часто откручиваются «сами по себе», без видимых причин. Однако частой причиной ослабления резьбового крепежа является отсутствие натяжения при первоначальной сборке. 

Вибрация, нагрузки, неправильная эксплуатация обычно не могут стать причиной ослабевания крепежа в правильно рассчитанном и затянутом резьбовом соединении.

Существует простое эмпирическое правило — любой крепеж должен быть затянут настолько туго, насколько это возможно, без разрушения резьбы или составных частей детали. Это означает, что самая слабая часть соединения определяет предел натяжения и, следовательно, максимальный крутящий момент затяжки. 

Измерение величины крутящего момента

Момент затяжки резьбовых соединений в современных велосипедах

Крутящий момент в механике – это векторная величина, равная произведению силы на радиус рычага, к которому она приложена. Собственно этот момент и вызывает вращательное движение тела. 

Как правило, чем выше сопротивление вращению, тем больше натяжение в резьбовом соединении. Другими словами, чем больше усилий требуется для затягивания болта, тем сильнее он затянут.

Крутящий момент измеряется в единицах силы, приложенной на вращающийся рычаг определенной длины. В велосипедной промышленности и других отраслях для измерения крутящего момента обычно используется ньютон-метр (сокращенно Нм). Один Ньютон-метр — это сила в один Ньютон на рычаге длиной один метр. 

Другая единица, которую иногда можно встретить, — килограмм-сантиметр (сокращенно кгс-см), который представляет собой килограмм силы, действующей на рычаг длиной один сантиметр. Существует возможность конвертации между различными системами.

Также в США иногда используется дюйм-фунт (сокращенно in-lb.). Это сила в один фунт, действующая на конец рычага (гаечного ключа) длиной в один дюйм. Другой единицей измерения крутящего момента, используемой в США, является фут-фунт (сокращенно ft-lb.), который представляет собой силу в фунтах, действующую на рычаг длиной один фут. 

Для перевода из одних единиц измерения момента в другие можно воспользоваться следующими формулами:

  • Нм = дюйм-фунт x 0,113 
  • Нм = фут-фунт x 1,356
  • Нм = кг-см x 0,0981

Динамометрические ключи

Момент затяжки резьбовых соединений в современных велосипедах

Динамометрический ключ щёлокового (кликового) типа 

Динамометрические ключи — это простые инструменты для измерения крутящего момента (сопротивления вращению) при затяжке резьбового соединения. Существует зависимость между напряжением в болте и усилием, которое требуется для его вращения. 

Любой инструмент, в том числе динамометрический ключ, следует использовать со здравым смыслом. Болт с сорванной резьбой не затянется должным образом даже с помощью динамометрического ключа. 

Механик должен знать значение крутящего момента необходимое для затяжки конкретного резьбового соединения.

Значения крутящего момента при затяжке компонентов велосипеда различных брендов

Ниже приведена таблица величин крутящих моментов для затяжки различных компонентов велосипеда.

Все цифры в таблицах ниже указаны в Ньютон-метрах. Обратите внимание, что некоторые компании не указывают крутящий момент для определенных компонентов или деталей. Обратитесь к производителю детали, чтобы получить наиболее актуальные спецификации.

Момент затяжки осей колеса, втулки, муфты свободного хода, кассеты

КомпонентТип БрендМомент затяжки (Нм)
ОсиБыстросъемный эксцентрик кулачкового типа Точное значение крутящего момента не определено. Общепринятой практикой является сопротивление на рычаге на половине пути от открытого до полностью закрытого положения эксцентрика.
Сквозные оси (колеса не быстросъемного типа)29.4-44
Стопорное кольцо звездочки кассетыShimano®29.4-49
SRAM®40
Campagnolo®50
Стопорная гайка конуса втулкиBontrager®17
Chris King®12.2
Shimano®9.8-24.5
Корпус втулки свободного ходаBontrager®45
Shimano®35-50
Shimano® XTR с шестигранником 14 мм45-50

Момент затяжки рулевой стойки, руля и подседельного штыря

КомпонентТип БрендМомент затяжки (Нм)
Резьбовая контргайка рулевой стойкиТип гайки Chris King® Gripnut14.6-17
Tange-Seiki®24.5
Стопорный болт штока руляShimano®19.6-29.4
Другие бренды16-18
Болты крепления выноса руля к рулевому штокуDeda®8
FSA® carbon8.8
Syncros® cotter bolt type10.1
Thomson®5.4
Time® Monolink5
Race Face®6.2
Крепление выноса руля: 1 или 2 болта крепленияShimano®19.6-29.4
Control Tech®13.6-16.3
Крепление выноса руля: 4-х болтовая лицевая панельControl Tech®13.6-16.3
Deda® магний8
FSA® OS-115 carbon8.8
Race Face®6.2
Томсон®5.4
Time® Monolink6
Удлинители руля MTB (рога) Кейн Крик®7.9
Control Tech®16.3
Крепление рейлингов седлаShimano®20-30
Campagnolo®22
Control Tech® two-bolt type (двухболтовая система крепления)16.3
Control Tech® one-bolt type (одноболтовая система крепления)33.9
Syncros®5 болтов
Time® Monolink5
Truvativ®Болт M8: 22-24 
Болт M6: 6-7.1
Крепление для подседельного штыря*Campagnolo®4-6.8

*ПРИМЕЧАНИЕ: Подседельные штыри требуют лишь минимальной затяжки, чтобы не соскальзывать вниз. Избегайте чрезмерного затягивания.

Момент затяжки шатунов, каретки, педалей 

КомпонентТип БрендМомент затяжки (Нм)
Педаль в шатунеShimano®35 минимум
Campagnolo®40
Ritchey®34.7
Truvativ®31.2-33.9
Болты крепления шатуна с компрессионным шлицемShimano® Hollowtech® II9.9-14.9
FSA® MegaExo™9.8-11.3
Регулировочный колпачок шатунаShimano® Hollowtech® II0.5-0.7
FSA® MegaExo™0.5-0.7
Болт шатуна (включая шатуны со шлицевым соединением и шатуны с квадратной осью)Shimano®34-44
Shimano® Octalink® XTR® (M15 thread))40.3-49
Campagnolo®32-38
Campagnolo® Ultra-Torque®42
FSA® M8 bolt34-39
FSA® M14 steel49-59
Race Face®54
Syncros®27
Truvativ ® ISIS Drive43-47
Truvativ® square spindleTruvativ®38-42
White Industries™27-34
Колпачок для одноключевой разблокировки болта шатунаShimano®5-6.8
Truvativ®12-14
Крепления ведущей шестерни к системе шатуновShimano®50-70
Болт ведущей шестерни: стальShimano®7.9-10.7
Campagnolo®8
Race Face®11.3
Truvativ®12.1-14
Болт ведущей шестерни: алюминийShimano®5-10
Campagnolo®8
Truvativ®8-9
Каретка: картриджный типShimano®49.1-68.7
Shimano® Hollowtech® II34.5-49.1
Campagnolo® (three-piece type)70
Campagnolo® Ultra-Torque® cups35
FSA®39.2-49
Race Face®47.5
Truvativ®33.9-40.7
White Industries™27

Момент затяжки крепления компонентов переключателя скоростей

КомпонентТип БрендМомент затяжки (Нм)
Болт зажима рычага тормоза/переключения передач с двойным управлениемShimano® STI™6-8
Campagnolo®10
SRAM®6-8
Рычаг переключения передач: вертикальный/плоскийShimano® STI™5-7.4
Рычаг переключения передач: поворотная рукояткаShimano® Revoshift®6-8
SRAM®17
Рычаг переключения передач: MTB «большой палец»Shimano® STI™2.4-3
Крепление рамки переднего переключателяCampagnolo®5
Campagnolo®7
Shimano®5-7
SRAM®4.5
SRAM®5-7
Зажимной болт троса переднего переключателяShimano®5-6.8
Campagnolo®5
Mavic®5-7
SRAM®4.5
Болт крепления заднего переключателяShimano®8-10
SRAM®8-10
Campagnolo®15
Зажимной болт троса заднего переключателяShimano®5-7
SRAM®4-5
Campagnolo®6
Болт крепления колеса шкива заднего переключателя Shimano®2.9-3.9
  
  

Моменты затяжки тормозных рычагов и калиперов 

КомпонентТип БрендМомент затяжки (Нм)
Тормозные рычаги для прямого руля Shimano®6-8
Avid®5-7
Campagnolo®10
Крепление тормозного калипера к раме: с боковой тягой, с двойным поворотом, с центральной тягойShimano®7.8-9.8
Campagnolo®10
Cane Creek®7.7-8.1
Tektro®8-10
Крепление тормозного калипера суппорта к раме: линейное или кантилеверная тягаShimano®8-10
SRAM®5-6.8
Avid®4.9-6.9
Control Tech®11.3-13.6
Tektro®6-8
Тормозная колодка: резьбовая шпилькаAvid®5.9-7.8
Campagnolo®8
Cane Creek®6.3-6.7
Tektro®5-7
Shimano®5-7
SRAM®5.7-7.9
Тормозная колодка: гладкая шпилькаShimano®7.9-8.8
Тормозная колодка: с боковой тягой и с двумя поворотными болтамиCampagnolo®8
Cane Creek®6.3-6.7
Shimano®6-8
Tektro®5-7
Зажимной болт тормозного троса: линейная тяга и кантилеверная Control Tech®4.5-6.8
Shimano®6-7.8
SRAM®5.6-7.9
Tektro®6-8
Зажимной болт тормозного троса: боковая тяга/двойной шарнир/центральная тягаCampagnolo®5
Cane Creek®7.7-8.1
Mavic®7-9
Shimano®6-8
Tektro®6-8

Моменты затяжки резьбовых соединений в дисковых тормозных системах

КомпонентТип БрендМомент затяжки (Нм)
Дисковый ротор к ступице: стопорное кольцоAvid®40
Shimano®40
Ротор диска к ступице: Болты M5Avid®6.2
Hayes®5.6
Magura®3.8
Shimano®2-4
Крепление калипера Avid®9-10.2
Hayes®12,4 с вилками Manitou
Magura®5.7
Shimano®6-8
Tektro®6-8
Фитинги для гидравлических шланговHayes®6.2

Формулы для перевода крутящего момента в ньютон-метры (Нм) и дюйм-фунты (Дюйм-фунты):

  • Нм = дюйм-фунт x 0,113 
  • Нм = фут-фунт x 1,356
  • Нм = кг-см x 0,0981
  • фунт-фунт = фунт-фунт x 12
  • дюйм-фунт = Нм x 8,851
  • дюйм-фунт = кгс/см x 0,87
Игорь Каверин
Оцените автора