Матчасть резьбовых соединений
Резьбовые соединения, такие как гайки и болты, используются для крепления большинства компонентов вашего велосипеда. При затягивании крепежа деталь и сам крепеж подвергается упругим деформациям, он сгибается и растягивается, подобно резиновой ленте. В абсолютных цифрах растяжение не является постоянной величиной, но оно вызывает в резьбовом соединении силу, которая называется «предварительной нагрузкой» или натяжением.
Каждый крепеж рассчитан на определенный диапазон натяжения. Слишком сильное затягивание может привести к предельной деформации и разрушении детали. Слишком малый предварительный натяг означает, что крепеж будет ослабевать при использовании.
В обеих случаях неправильно подобранный момент затяжки резьбового соединения может привести к печальным последствиям, повреждению деталей, нарушению эксплуатационных характеристик или даже получению травмы. Плохо затянутые болты и гайки нередко являются источником раздражающих посторонних звуков при езде на велосипеде.
Напряжение в крепеже в значительной степени зависит от величины крутящего момента, затяжки и размера резьбы. Как правило, инженеры подбираю диаметр болтов резьбового соединения с запасом, чтобы деталь могла выдержать расчетные нагрузки. Например, болт M5 используемый в держателе велосипедной бутылки не способен выдержать нагрузки, которые испытывают шатуны системы. Даже если бы такой болт был затянут максимально туго, он не обеспечил бы достаточного усилия для надежной фиксации оси шатуна.
На соединение шатунов велосипеда с осью приходится довольно большая нагрузка, поэтому лучше выбрать болты большего размера (M8, M12, M14). Давление, создаваемое резьбовым соединением может быть значительным, чтобы надежно зафиксировать элементы детали. Например, полностью затянутый болт шатуна может создавать усилие более 14 000 Ньютонов, удерживая компонент на месте.
Принято считать, что болты и гайки часто откручиваются «сами по себе», без видимых причин. Однако частой причиной ослабления резьбового крепежа является отсутствие натяжения при первоначальной сборке.
Вибрация, нагрузки, неправильная эксплуатация обычно не могут стать причиной ослабевания крепежа в правильно рассчитанном и затянутом резьбовом соединении.
Существует простое эмпирическое правило — любой крепеж должен быть затянут настолько туго, насколько это возможно, без разрушения резьбы или составных частей детали. Это означает, что самая слабая часть соединения определяет предел натяжения и, следовательно, максимальный крутящий момент затяжки.
Измерение величины крутящего момента

Крутящий момент в механике – это векторная величина, равная произведению силы на радиус рычага, к которому она приложена. Собственно этот момент и вызывает вращательное движение тела.
Как правило, чем выше сопротивление вращению, тем больше натяжение в резьбовом соединении. Другими словами, чем больше усилий требуется для затягивания болта, тем сильнее он затянут.
Крутящий момент измеряется в единицах силы, приложенной на вращающийся рычаг определенной длины. В велосипедной промышленности и других отраслях для измерения крутящего момента обычно используется ньютон-метр (сокращенно Нм). Один Ньютон-метр — это сила в один Ньютон на рычаге длиной один метр.
Другая единица, которую иногда можно встретить, — килограмм-сантиметр (сокращенно кгс-см), который представляет собой килограмм силы, действующей на рычаг длиной один сантиметр. Существует возможность конвертации между различными системами.
Также в США иногда используется дюйм-фунт (сокращенно in-lb.). Это сила в один фунт, действующая на конец рычага (гаечного ключа) длиной в один дюйм. Другой единицей измерения крутящего момента, используемой в США, является фут-фунт (сокращенно ft-lb.), который представляет собой силу в фунтах, действующую на рычаг длиной один фут.
Для перевода из одних единиц измерения момента в другие можно воспользоваться следующими формулами:
- Нм = дюйм-фунт x 0,113
- Нм = фут-фунт x 1,356
- Нм = кг-см x 0,0981
Динамометрические ключи

Динамометрический ключ щёлокового (кликового) типа
Динамометрические ключи — это простые инструменты для измерения крутящего момента (сопротивления вращению) при затяжке резьбового соединения. Существует зависимость между напряжением в болте и усилием, которое требуется для его вращения.
Любой инструмент, в том числе динамометрический ключ, следует использовать со здравым смыслом. Болт с сорванной резьбой не затянется должным образом даже с помощью динамометрического ключа.
Механик должен знать значение крутящего момента необходимое для затяжки конкретного резьбового соединения.
Значения крутящего момента при затяжке компонентов велосипеда различных брендов
Ниже приведена таблица величин крутящих моментов для затяжки различных компонентов велосипеда.
Все цифры в таблицах ниже указаны в Ньютон-метрах. Обратите внимание, что некоторые компании не указывают крутящий момент для определенных компонентов или деталей. Обратитесь к производителю детали, чтобы получить наиболее актуальные спецификации.
Момент затяжки осей колеса, втулки, муфты свободного хода, кассеты
Компонент | Тип Бренд | Момент затяжки (Нм) |
---|---|---|
Оси | Быстросъемный эксцентрик кулачкового типа | Точное значение крутящего момента не определено. Общепринятой практикой является сопротивление на рычаге на половине пути от открытого до полностью закрытого положения эксцентрика. |
Сквозные оси (колеса не быстросъемного типа) | 29.4-44 | |
Стопорное кольцо звездочки кассеты | Shimano® | 29.4-49 |
SRAM® | 40 | |
Campagnolo® | 50 | |
Стопорная гайка конуса втулки | Bontrager® | 17 |
Chris King® | 12.2 | |
Shimano® | 9.8-24.5 | |
Корпус втулки свободного хода | Bontrager® | 45 |
Shimano® | 35-50 | |
Shimano® XTR с шестигранником 14 мм | 45-50 |
Момент затяжки рулевой стойки, руля и подседельного штыря
Компонент | Тип Бренд | Момент затяжки (Нм) |
---|---|---|
Резьбовая контргайка рулевой стойки | Тип гайки Chris King® Gripnut | 14.6-17 |
Tange-Seiki® | 24.5 | |
Стопорный болт штока руля | Shimano® | 19.6-29.4 |
Другие бренды | 16-18 | |
Болты крепления выноса руля к рулевому штоку | Deda® | 8 |
FSA® carbon | 8.8 | |
Syncros® cotter bolt type | 10.1 | |
Thomson® | 5.4 | |
Time® Monolink | 5 | |
Race Face® | 6.2 | |
Крепление выноса руля: 1 или 2 болта крепления | Shimano® | 19.6-29.4 |
Control Tech® | 13.6-16.3 | |
Крепление выноса руля: 4-х болтовая лицевая панель | Control Tech® | 13.6-16.3 |
Deda® магний | 8 | |
FSA® OS-115 carbon | 8.8 | |
Race Face® | 6.2 | |
Томсон® | 5.4 | |
Time® Monolink | 6 | |
Удлинители руля MTB (рога) | Кейн Крик® | 7.9 |
Control Tech® | 16.3 | |
Крепление рейлингов седла | Shimano® | 20-30 |
Campagnolo® | 22 | |
Control Tech® two-bolt type (двухболтовая система крепления) | 16.3 | |
Control Tech® one-bolt type (одноболтовая система крепления) | 33.9 | |
Syncros® | 5 болтов | |
Time® Monolink | 5 | |
Truvativ® | Болт M8: 22-24 Болт M6: 6-7.1 | |
Крепление для подседельного штыря* | Campagnolo® | 4-6.8 |
*ПРИМЕЧАНИЕ: Подседельные штыри требуют лишь минимальной затяжки, чтобы не соскальзывать вниз. Избегайте чрезмерного затягивания.
Момент затяжки шатунов, каретки, педалей
Компонент | Тип Бренд | Момент затяжки (Нм) |
---|---|---|
Педаль в шатуне | Shimano® | 35 минимум |
Campagnolo® | 40 | |
Ritchey® | 34.7 | |
Truvativ® | 31.2-33.9 | |
Болты крепления шатуна с компрессионным шлицем | Shimano® Hollowtech® II | 9.9-14.9 |
FSA® MegaExo™ | 9.8-11.3 | |
Регулировочный колпачок шатуна | Shimano® Hollowtech® II | 0.5-0.7 |
FSA® MegaExo™ | 0.5-0.7 | |
Болт шатуна (включая шатуны со шлицевым соединением и шатуны с квадратной осью) | Shimano® | 34-44 |
Shimano® Octalink® XTR® (M15 thread)) | 40.3-49 | |
Campagnolo® | 32-38 | |
Campagnolo® Ultra-Torque® | 42 | |
FSA® M8 bolt | 34-39 | |
FSA® M14 steel | 49-59 | |
Race Face® | 54 | |
Syncros® | 27 | |
Truvativ ® ISIS Drive | 43-47 | |
Truvativ® square spindleTruvativ® | 38-42 | |
White Industries™ | 27-34 | |
Колпачок для одноключевой разблокировки болта шатуна | Shimano® | 5-6.8 |
Truvativ® | 12-14 | |
Крепления ведущей шестерни к системе шатунов | Shimano® | 50-70 |
Болт ведущей шестерни: сталь | Shimano® | 7.9-10.7 |
Campagnolo® | 8 | |
Race Face® | 11.3 | |
Truvativ® | 12.1-14 | |
Болт ведущей шестерни: алюминий | Shimano® | 5-10 |
Campagnolo® | 8 | |
Truvativ® | 8-9 | |
Каретка: картриджный тип | Shimano® | 49.1-68.7 |
Shimano® Hollowtech® II | 34.5-49.1 | |
Campagnolo® (three-piece type) | 70 | |
Campagnolo® Ultra-Torque® cups | 35 | |
FSA® | 39.2-49 | |
Race Face® | 47.5 | |
Truvativ® | 33.9-40.7 | |
White Industries™ | 27 |
Момент затяжки крепления компонентов переключателя скоростей
Компонент | Тип Бренд | Момент затяжки (Нм) |
---|---|---|
Болт зажима рычага тормоза/переключения передач с двойным управлением | Shimano® STI™ | 6-8 |
Campagnolo® | 10 | |
SRAM® | 6-8 | |
Рычаг переключения передач: вертикальный/плоский | Shimano® STI™ | 5-7.4 |
Рычаг переключения передач: поворотная рукоятка | Shimano® Revoshift® | 6-8 |
SRAM® | 17 | |
Рычаг переключения передач: MTB «большой палец» | Shimano® STI™ | 2.4-3 |
Крепление рамки переднего переключателя | Campagnolo® | 5 |
Campagnolo® | 7 | |
Shimano® | 5-7 | |
SRAM® | 4.5 | |
SRAM® | 5-7 | |
Зажимной болт троса переднего переключателя | Shimano® | 5-6.8 |
Campagnolo® | 5 | |
Mavic® | 5-7 | |
SRAM® | 4.5 | |
Болт крепления заднего переключателя | Shimano® | 8-10 |
SRAM® | 8-10 | |
Campagnolo® | 15 | |
Зажимной болт троса заднего переключателя | Shimano® | 5-7 |
SRAM® | 4-5 | |
Campagnolo® | 6 | |
Болт крепления колеса шкива заднего переключателя | Shimano® | 2.9-3.9 |
Моменты затяжки тормозных рычагов и калиперов
Компонент | Тип Бренд | Момент затяжки (Нм) |
---|---|---|
Тормозные рычаги для прямого руля | Shimano® | 6-8 |
Avid® | 5-7 | |
Campagnolo® | 10 | |
Крепление тормозного калипера к раме: с боковой тягой, с двойным поворотом, с центральной тягой | Shimano® | 7.8-9.8 |
Campagnolo® | 10 | |
Cane Creek® | 7.7-8.1 | |
Tektro® | 8-10 | |
Крепление тормозного калипера суппорта к раме: линейное или кантилеверная тяга | Shimano® | 8-10 |
SRAM® | 5-6.8 | |
Avid® | 4.9-6.9 | |
Control Tech® | 11.3-13.6 | |
Tektro® | 6-8 | |
Тормозная колодка: резьбовая шпилька | Avid® | 5.9-7.8 |
Campagnolo® | 8 | |
Cane Creek® | 6.3-6.7 | |
Tektro® | 5-7 | |
Shimano® | 5-7 | |
SRAM® | 5.7-7.9 | |
Тормозная колодка: гладкая шпилька | Shimano® | 7.9-8.8 |
Тормозная колодка: с боковой тягой и с двумя поворотными болтами | Campagnolo® | 8 |
Cane Creek® | 6.3-6.7 | |
Shimano® | 6-8 | |
Tektro® | 5-7 | |
Зажимной болт тормозного троса: линейная тяга и кантилеверная | Control Tech® | 4.5-6.8 |
Shimano® | 6-7.8 | |
SRAM® | 5.6-7.9 | |
Tektro® | 6-8 | |
Зажимной болт тормозного троса: боковая тяга/двойной шарнир/центральная тяга | Campagnolo® | 5 |
Cane Creek® | 7.7-8.1 | |
Mavic® | 7-9 | |
Shimano® | 6-8 | |
Tektro® | 6-8 |
Моменты затяжки резьбовых соединений в дисковых тормозных системах
Компонент | Тип Бренд | Момент затяжки (Нм) |
---|---|---|
Дисковый ротор к ступице: стопорное кольцо | Avid® | 40 |
Shimano® | 40 | |
Ротор диска к ступице: Болты M5 | Avid® | 6.2 |
Hayes® | 5.6 | |
Magura® | 3.8 | |
Shimano® | 2-4 | |
Крепление калипера | Avid® | 9-10.2 |
Hayes® | 12,4 с вилками Manitou | |
Magura® | 5.7 | |
Shimano® | 6-8 | |
Tektro® | 6-8 | |
Фитинги для гидравлических шлангов | Hayes® | 6.2 |
Формулы для перевода крутящего момента в ньютон-метры (Нм) и дюйм-фунты (Дюйм-фунты):
- Нм = дюйм-фунт x 0,113
- Нм = фут-фунт x 1,356
- Нм = кг-см x 0,0981
- фунт-фунт = фунт-фунт x 12
- дюйм-фунт = Нм x 8,851
- дюйм-фунт = кгс/см x 0,87