Новейший 12-и скоростной групсет GRX от Shimano предлагает улучшенный диапазон передач, хорошие показатели и отличное торможение для полного комфорта на гравийных дорогах.
Shimano GRX RX820 – это новейший флагманский гравийный групсет от японского бренда комплектующих. В обновленной системе добавлена кассета, расширяющая групсет до 12 скоростей, улучшено торможение за счет обновленных калиперов и новейшим роторам. Также возможно еще большее расширение диапазона передач для систем с одной и двумя звездами.
Проехав сотни километров по дорогам, варьирующимся от сухих и пыльных до грязных, с групсетом RX820 Unstoppable с системой на одну звезду, я однозначно убедился в том, что Shimano значительно улучшили свой гравийный групсет.
Shimano адаптировали уже существующие горные групсеты. Это может показаться недостаточно инновационным, однако все компоненты подобраны должным образом и прекрасно выполняют свои функции.
Shimano не стали поступать так же, как SRAM, и приводить формы механического переключателя в соответствие с его электрическими собратьями. Несмотря на это GRX RX820 Unstoppable работает исключительно эффективно. И если уж говорить об электронных групсетах, то на момент запуска Unstoppable нового 12-ти скоростного групсета GRX Di2 еще не было.
Shimano Unstoppable, Unbeatable и Undroppable, в чем отличия?
При запуске Shimano предложили новый групсет GRX RX820 в трех формах: Unstoppable, Undroppable и Unbeatable.
Эти названия указывают, соответственно, на то, как укомплектован групсет: 1х с кассетой широкого диапазона 10-51t, 1х с кассетой 10-45t и 2х с узкой кассетой 11-34 или 11-36t.
1х кассета с маленькой звездой на 10 зубьев предназначена для работы с фрихабами Shimano Micro Spine, в то время как кассеты 11-34 и 11-36t подходят для фрихаба Shimano HG.
Версия Unstoppable тестировалась мною на двух гравийных велосипедах – Lauf Seigla и Scott Addict Gravel.
Сборка Shimano GRX RX820 Unstoppable
Большинство велогонщиков получат свой GRX RX820 на полностью собранном велосипеде, что позволит им полностью избежать проблем с установкой.
Однако тех, кто захочет насладиться самостоятельной установкой групсета, порадует наличие уже знакомых стандартов, тросов механического переключателя передач и практически неизменной гидравлической тормозной системой.
Тем не менее, многие высококачественные гравийные велосипеды теперь могут похвастаться полностью интегрированной передней частью (с целью экономии нескольких дополнительных ватт), предназначенными исключительно для электроники, в таком случае отсутствие опции Di2 при запуске может стать проблемой.
Новейшие частично беспородные электронные шоссейные групсеты от Shimano позволяют избежать множества проблем, связанных с установкой или заменой компонентов, в отличие от механических вариантов, которые могут создать ряд проблем потенциальным покупателям.
Однако, когда все установлено, переключение передач и регулировка тормозов будет достаточно простой для всех, у кого есть хотя бы небольшой опыт с механикой.
Производительность трансмиссии Shimano GRX RX820 Unstoppable
Скажем просто, производительность трансмиссии у GRX RX820 Unstoppable просто потрясающая.
Мне приходилось кататься на аналогичных широкодиапазонных 1х групсетах от SRAM и Campagnolo, я также провел некоторое время на 12-ти скоростных MTB групсетах от SRAM и Shimano. Могу сказать, что Shimano GRX RX820 Unstoppable работает плавно и точно по всему диапазону кассеты.
И, хотя я ожидал, что переключатель будет работать вяло из-за малой звезды на 10 зубьев, цепь не подавала никаких признаков задержки. На другом конце кассеты MT-8100 с большим зазором между зубьями система все равно работает корректно, и вы можете не опасаться треска или чрезмерных усилий.
В целом, это бесшумная система, которая позволит эффективно передвигаться как по пересеченной, так и по ровной местности.
Переключатели Shimano GRX ST-RX820
В последней версии переключателей я наконец обнаружил несколько продуманных и долгожданных изменений, хотя стоит сказать, что мне хотелось большего.
Начнем с положительных моментов: Shimano, прежде чем тестировать различные варианты высоты выступов у дуалов, должное внимание уделили анализу управляемости. В результате этих исследований конструкторы изменили форму пистолетов.
Дизайн, на котором в итоге остановился бренд, оказался достаточно удобным, а сцепление с кожухом пистолета будет хорошим независимо от того – в перчатках вы или без них.
Shimano также учли распространенность изогнутых наружу гравийных рулей, отрегулировав угол зажима таким образом, чтобы верхняя часть рычага переключения передач располагалась параллельно земле.
Предыдущий переключатель RX810 при установке на изогнутом наружу руле наклонялся внутрь, что потенциально приводило бы к оказанию гонщиками излишнего давления рукой на внешний край рукоятки переключения передач.
По словам Shimano, это приводило к появлению точек давления на внешнюю сторону ладони у некоторых гонщиков, и новый дизайн призван решить эту проблему.
Во время тестирования я проехал с этими групсетом по большому количеству пересеченной местности, и моим нежным рукам шоссейника было совершенно комфортно.
По сути, эта конструкция будет полезна гонщикам, которые, как и я, предпочитают немного наклонять рычаги внутрь.
Другое изменение, которое сложно не заметить, касается материала, из которого изготовлен тормозной рычаг. Компания Shimano использовала здесь те же технологии захвата в мокрую погоду, что и в своих удочках, придав металлу слегка шероховатая обработку. В результате, получился набор тормозных рычагов, которые очень надежно держатся в руке даже при езде по пересеченной местности с мокрыми руками.
Несмотря на все улучшения, эти переключатели все же не удовлетворили меня на все 100%. Например, компания SRAM внесла кардинальные изменения в свои недавно измененные механические переключатели Apex, приблизив (по размеру и форме) их к линейке своих беспроводных электрических моделей AXS.
На мой взгляд, Shimano упустили возможность сделать то же самое. Рычаги выглядят и ощущаются выпуклыми в моих руках по сравнению с компактными переключателями Ultegra Di2 R8170 на моем шоссейном велосипеде Specialized S-Works Aethos.
Shimano утверждает, что такое решение позволило перейти на большую заднюю кассету бех необходимости увеличивать размер пистолета.
В конце концов, новый механический Apex перешел также от 11-ти к 12-ти скоростям.
Конечно, система переключателя SRAM DoubleTap отличается от Shimano STI (Shimano Total Integration), но суть остается в том, что переключатели GRX RX820 теперь выделяются из общей картины из-за их размера.
И, хотя я хотел бы, чтобы корпус рукоятки был короче, его длина обеспечивает достаточный захват пальцами снизу на дропах, что, безусловно, повышает уверенность при движении на быстрых и ухабистых спусках.
Задний переключатель Shimano Grx RD-RX822-SGS
Как я уже отметил ранее, мне удалось протестировать систему с одной звездой групсета GRX RX820 Unstoppable, поэтому речи о переднем переключателе и не идет. Но, если вы хотите систему 2х, то групсет GRX RX820 Unstoppable доступен с 48/31T «звездой» и 11-34 или 36t кассетой.
Мы постараемся сделать обзор на групсет с системой из двух звезд так скоро, как получится, но на данный момент давайте сфокусируемся на заднем переключателе RX822-SGS с длинной лапкой.
Также доступен задний переключатель RX822-GS со средней лапкой, который сконструирован в качестве дополнения к узкой 10-45t кассете из групсета 1х GRX RX820 Undroppable (да, мы понимаем, что звучит все весьма запутанно).
С большим успехом также выполнено одно из самых значительных усовершенствований в новом групсете GRX RX820, которое заключается в том, что Shimano разработали задний переключатель, способный вместить кассету 10-51t.
Благодаря Shadow RD+, собственной технологии сцепления, задний переключатель особенно эффективно работает на пересеченной местности, плавно переключаясь без задержек или чрезмерного шума.
Переключение хорошо работает по обеим сторонам кассеты, и я был также впечатлен тем, что качество переключений не меняется при больших нагрузках.
Несмотря на переход к установке 10-51t кассеты от MTB и задний переключатель RX820-SGS, вам не удастся использовать манетки от Shimano для прямых рулей.
Тяговое соотношение тросов у 12-ти скоростных MTB компонентов длиннее, поэтому шоссеные шифтеры должны быть адаптированы к такому соотношению. Однако, станет ли это проблемой в реальной жизни – вопрос спорный.
Если вы хотите установить монетку переключения передач для прямых рулей на свой гравийный велосипед, то вам следует просто использовать один из 12-ти скоростных горных задних переключателей (SLX M7100, Deore M6100, Deore XT M8100 или XTR M9100), потому что они полностью совместимы с новыми кассетами GRX RX820.
К тому же, «новые» кассеты GRX в любом случае уже являлись компонентом Shimano Deore XT.
Система шатунов Shimano GRX FC-RX820-1
Система шатунов с одной звездой, по сути, аналогичны тем, что были в старом групсете.
Система шатунов FC-RX820-1 использует те же 4 болта диаметром 110мм, что и раньше, и линия цепи составляет 49.7мм и остается неизменной. Разве что профиль зубьев был немного уменьшен, чтобы соответствовать немного более узкой 12-ти скоростной цепи, но все остальное осталось прежним.
Как и раньше, есть только два варианта для систем с одной звездой – 40 или 42t, и три варианта длины шатунов: 170, 172.5 или 175 мм.
Хотя стоит отметить, что оптимальная длина шатуна – вещь очень индивидуальная, и такой ограниченный диапазон выбора может особенно сказаться на низкорослых велогонщиках.
Тестовый групсет был укомплектован 40t звездой и шатунами длинной 172.5 мм, что идеально подошло мне для езды в паре с кассетой на 10-51T.
Не знаю, с чем конкретно это связано: сцеплением с задним переключателем, специфичным для 1х более узким профилем или просто чистой удачей, но у меня ни разу не слетела цепь.
Однако, если SRAM предлагает возможность комплектации групсета измерителем мощности для каждого уровня своей линейки, у GRX такой возможности нет.
Вы можете, конечно, использовать какой-нибудь хороший измеритель другого бренда, например, Stages или 4iiii, но тот факт, что в этой модели его нет, может огорчить ценителей скорости.
Кассета Shimano CS-M8100-12
Shimano даже не скрывает тот факт, что кассету они взяли из горного групсета Deore XT M8100. Если некоторые будут разочарованы этим фактом из-за отсутствия нововведений, то я скорее рад, что эти продукты оказались взаимозаменяемы. В конце концов, кассета CS-M8100-12 производится уже давно и выполняет свою работу отлично.
Переключение происходит плавно в широком диапазоне 10-51T, и я пока не слышу никаких скрипов от кассеты.
Единственное, что стоит отметить, из-за маленькой звезды 10T кассете необходим корпус фрихаба Shimano Micro Spline. Что, в зависимости от вашей текущей колесной пары, будет означать необходимость нового фрихаба или новой колесной пары, подходящей к новому 1х групсету.
Как уже отмечалось, 12-ти скоростные кассеты из 2х групсета RX820 Undroppable совместимы с фрихабом Shimano HG.
Цепь Shimano CN-M8100
Как и кассета, цепь взята из горного групсета без изменений.
Цепь CN-M8100 использовалась также в последнем 12-ти скоростном групсете Shimano Ultegra Di2 R8100, хорошо зарекомендовав себя в качестве бесшумной конструкции со слегка скошенными краями, что способствует более плавному переключению.
Эффективность торможения Shimano GRX RX820
Выпускной канал был перенесен на внешнюю часть корпуса калипера для более легкого доступа и теперь открывается при помощи шестигранного ключа, а не гаечного, как раньше. Штифт теперь удерживает болт с шестигранной головкой вместо того, что был предназначен для плоской отвертки.
Здесь также имеется технология Servo Wave и 10% клиренс колодок, которые Shimano уже представляли ранее в своих шоссейных групсетах Dura-Ace Di2 R9200 и Ultegra Di2 R8100.
Я большой поклонник всех этих изменений, ведь мне доводилось пару раз пользоваться выпускным каналом на моих тормозах Ultergra, а дополнительный зазор между колодками очень удобен при резком торможении, ведь не вызывает такого раздражающего шума.
В системе также используется новейший CL ротор, и я могу сказать, что улучшение роторов RT-CL800 очень заметно в сравнении с роторами на моем шоссейнике XTR RT-MT900.
Shimano выпустили роторы CL вместе с групсетом 105 Di2 R7100, добавив более тяжелый алюминиевый кожух, что, как заявлено, предотвращает возможность тепловой деформации.
Это мой первый опыт с роторами RT-CL800, и я очень впечатлен. На практике тормоза обеспечивали как раз ту мощность и модуляцию, которых я и ожидал, но они работали так тихо, как ни с одними другими роторами от Shimano. Это большая находка в новом групсете, и я постараюсь как можно скорее заменить мои старые RT-MT900 роторы на RT-CL800.
Что насчет Di2?
Хотя Shimano, несомненно, популярный и занятой бренд, очень грустно, что в этом релизе отсутствует новый Di2 групсет.
Shimano объясняют это тем, что 75% продаж гравийных групсетов на рынке приходится на механические, поэтому они хотели для начала обслужить большую часть рынка. Они также хранят молчание о том, увидим ли мы вообще Di2 версию.
Вес и цены Shimano GRX RX820 Unstoppable
Так как у нас был полный комплект групсета Shimano GRX RX820 Unstoppable, мы смогли взвесить его, прежде чем устанавливать и тестировать.
Компонент | Вес (г) | Цена ($) |
Задний переключатель Shimano GRX RD-RX822-SGS | 295 | 126.99 |
Кассета Shimano CS-M8100-12 10-51t | 473 | 164.99 |
Система шатунов Shimano GRX FC-RX820-1 | 646 | 249.99 |
Набор рычагов и суппортов Shimano GRX ST-RX820 and BL-RX820 | 943 | 829.98 |
Роторы Shimano RT-CL800 160mm (пара) | 218 | 121.98 |
Цепь CS-M8100 | 247 | 48.99 |
Сумма | 2,822 | 1,542.92 |
Внешний вид Shimano GRX RX820
Сборка, по сути, горных компонентов на велосипеде с шоссейным рулем, на мой взгляд, выглядит немного неуместно, но я осознаю, что трансмиссия mullet (шоссейные дуалы в паре с задним переключателем и кассетой от горного велосипеда) – это больше о функциональности, чем о внешнем виде.
Я считаю, что Shimano хорошо поработали над дизайном. Все компоненты хорошо сочетаются между собой.
Хотя стоит отметить, что в дизайнах SRAM мне нравится их блеск, а приглушенная черная отделка GRX не дает мне того самого чувства свободной гравийной беспечности.
Простые серебристые звезды на кассете выглядят эстетично, и понравиться всем педантам, которые следят за чистотой своей трансмиссии.
Чем Shimano GRX RX820 отличается от конкурентов?
При рекомендованной производителем цене в $1542.92 GRX RX820 Unstoppable кажется мне достаточно хорошим выбором в соотношении цена/качество, даже несмотря на резкое увеличение стоимости в сравнении с GRX RX810 ($1179.75).
У компании SRAM нет аналогичной модели, чтобы их можно сравнить полностью: по силе групсеты буду эквивалентные, но 12-ти скоростного механического аналога нет.
На данный момент, ближайшими конкурентами по цене и функциональности будут SRAM Apex Eagle ($1020) и SRAM Apex AXS XPLR ($1409, включая последнее обновление с измерителем мощности).
GRX RX820 (2882г) намного легче, чем Apex Eagle (3148г), поэтому, если вы хотите собрать легковесный гравийник, то вам лучше выбрать GRX.
Сборка 1х групсета SRAM Force AXS Eagle обойдется вам в $2241, а гравийного 1х 13-ти скоростного групсета Campagnolo Ekar – $1174, что делает цену на RX820 весьма привлекательной.
Выводы о Shimano GRX RX820
Хоть я и хотел бы увидеть немного меньший корпус пистолетов, но все же Shimano GRX RX820 Unstoppable – это фантастический гравийный групсет, все важные показатели в котором практически идеальны.
Переключение происходит без задержек, а торможение достаточно мощное и бесшумное. Я бы даже сказал, что отсутствие шума при резком торможение – это очень приятная особенность этого групсета, которая будет полезна велогонщику.
Но главным достоинством, по моему мнению, можно назвать то, что Shimano предлагает как переключение 1х 10-51t, так и 1х с более узким диапазоном, а так же 2х групсет.
Если забыть о немного пафосных названиях, станет ясно, что большинству гравийных гонщиков новый GRX, скорее всего, понравится.
Хотя использование компонентов из уже существующих MTB групсетов может показаться кому-то халтурой, эта особенность позволить быстрее внедрить групсет, запчасти будут более доступные, что, несомненно, хорошая новость для потенциальных покупателей, а на некоторые основные заимствованные компоненты уже действуют скидки.
Характеристики продукта
- Цена: $1542.92
- Вес: 2882 г.
- Бренд: Shimano
- Тип тормозов: Гидравлические дисковые
- Варианта кассеты: 10-51t
- Вариант системы: 1х
- Число скоростей: 12