Каретка велосипеда | стандарты и классификация велосипедных кареток

За годы существования велосипедной промышленности было создано огромное множество стандартов кареточного узла велосипеда. К сожалению, индустрия не была столь последовательной при классификации этого элемента, иногда создавая несколько разных названий для одно и того же узла. В этой статье мы рассмотрим все стандарты кареток и поможем разобраться во всех вопросах по этой теме.

Введение

Каретка — это трансмиссионный узел велосипеда состоящий из набора подшипников, установленных в самой нижней части рамы. Каретка обеспечивает плавное и эффективное вращение шатунов системы ведущей звезды. Все эти элементы участвуют в передаче вращающего момента от педалей на заднее колесо вашего велосипеда. 

С течением времени подшипники изнашиваются и требуют замены. Вопрос совместимости запасных частей может быть сложным. Если вы сомневаетесь, обратитесь к производителю велосипеда, комплектующих или в местную веломастерскую.

Существует две основные системы велосипедных кареток: 

  • резьбовые (ввинчиваются в раму велосипеда)
  • пресс-фит (запрессовываются в раму). 

Резьбовые каретки

Резьбовая каретка велосипеда

Корпус кареточного узла с резьбой внутри рамы 

Резьбовые каретки имеют на своем теле резьбу для крепления в раму велосипеда. Корпус рамы может иметь резьбу непосредственно внутри или иметь специальную вставку (адаптер) с нарезанной резьбой. 

Резьбовые корпуса велосипедных кареток изготавливались с различными стандартами резьбы, которые не являются взаимозаменяемыми. Обычно для кареток используются чашки или адаптеры с резьбой 1,37″ x 24 витка на дюйм (диаметр примерно 34,8 мм). Чаще всего для обозначения этого стандарта используется термин «английская» резьба, иногда сокращенно ENG.

Неприводная сторона (левая сторона) в английском стандарте имеет правую резьбу, затягивается по часовой стрелке. На ведущей стороне (правая сторона велосипеда) используется левая резьба, затяжка против часовой стрелки. Внутренний диаметр корпуса каретки составляет примерно 33,7 мм.

Резьбовая каретка велосипеда

Стрелки на чашках с английской резьбой указывают направление затяжки 

У этого стандарта есть и другие названия, но все они означают одно и то же. К ним относятся: BSA, BSC, BC, ISOBritish и Euro — название, используемое в кругах любителей велосипедов BMX. Термин BSA означает Birmingham Small Arms, британскую компанию, которая производила велосипеды, автомобили и другие товары длительного пользования. Термин BSC означает British Standard Cycle, принявший тот же стандарт. Иногда BSC сокращают до BC. Термин ISO означает International Standard Organization, международная организация стандартизации. 

Другие менее распространенные стандарты резьбы, такие как ISIS Overdrive, итальянская, французская, швейцарская и другие будут рассмотрены в конце этой статьи.

Резьбовая каретка стандарта T47

Каретка велосипеда  | стандарты и классификация велосипедных кареток

Корпус каретки Т47 и адаптер подшипника

Внутренний диаметр корпуса рамы для каретки стандарта T47 составляет примерно 46 мм. Резьба чашки имеет диаметр 47 мм с шагом 1 мм. Как и в стандартах ISO или ENG, неприводная сторона имеет правую резьбу и затягивается по часовой стрелке. Приводная сторона имеет левую резьбу и затягивается против часовой стрелки.

Каретки пресс-фит (Press Fit Shells)

Для такого типа кареточного узла в теле рамы используется простое отверстие без резьбы. Подшипник или чашка подшипника немного больше, чем отверстие рамы, и запрессовывается внутрь корпуса. Это создает т.н. интерференционную посадку (посадка с натягом), также известную как прессовая посадка. Подшипники каретки в этом случае удерживается в корпусе рамы благодаря упругим и пластическим деформациям, возникающим в процессе запрессовки.

Терминология пресс-фит кареток стала особенно запутанной. Некоторые стандарты назывались по диаметру корпуса подшипника, другие — по размеру отверстия, в котором происходит запрессовка. 

Поскольку диаметр отверстия в корпусе рамы является самым существенным параметром этой системы крепления, именно его мы будем использовать в этой статье для идентификации кареток.

Каретка PF41 пресс-фит (PF41 press fit)

Каретка PF41 пресс-фит (PF41 press fit)

Стандарт каретки PF41 press fit доступен для различных осей кареточных узлов, таких как 24 мм, 28,99 мм, 30 мм и ступенчатый 22/24 мм.

Данная каретка также известна как: BB86, BB89.5, BB92, BB107, BB132, SHIMANO® PRESS-FIT, PF24. Корпуса каретки стандарта PF41 запрессовываются в гладкое отверстие рамы с номинальным внутренним диаметром 41 мм. Другие термины, обозначающие этот стандарт прессовой посадки, включают BB86, BB89.5, BB92, BB107, BB121, BB132, PF24 и Shimano® Press-Fit. Цифры от 86 до 132 означают номинальную ширину корпуса в миллиметрах, которая не связана с прессовой посадкой подшипников. Эти каретки различаются по ширине пыльника, используемого для разной ширины рамы.

Термин «Shimano® Press-Fit» относится к компании, разработавшей компоненты кареточного узла в этом стандарте. Маркировка PF24 относится к адаптерам подшипников с 24-миллиметровой осью, использующим раму с отверстием 41 мм. 

Каретка PF42 пресс-фит (PF42 press fit)

Данная каретка также известна как: BB30, BB30A, BB30AI, BBRIGHT™ DIRECT FIT. Маркировка PF42 обозначает посадочный диаметр корпуса каретки. Маркировка BB30 был ранним термином в истории этого стандарта и относится к 30-миллиметровому диаметру оси кареточного узла. Подшипники каретки этого стандарта выпускаются также для систем с осью диаметрами 28,99 мм, 24 мм и 22/24 мм. Единственный общий параметр для все этих кареток — номинальный размер прессовой посадки, который составляет 42 мм.

Каретка PF42 пресс-фит (PF42 press fit)

Каретка PF42. Параметры BB30a, BB30ai и BBright™ Direct Fit относятся к асимметричным конструкциям корпуса и имеют одинаковый диаметр прессовой посадки 42 мм.

Каретка PF46 пресс-фит (PF46 press fit)

Данная каретка также известна как: PF30, PF30A, PF30AI, BB386EVO, OSBB, BBRIGHT™ PRESS FIT. Маркировка PF46 обозначает посадочное отверстие в корпусе рамы диаметром 46 мм. Термин PF30 — это раннее промышленное название, используемое для отличия этого стандарта от предыдущего стандарта BB30 (PF42).

Корпус рамы имеет гладкое отверстие с внутренним диаметром около 46 мм. Ширина рамы может при этом варьироваться в диапазоне от 68 до 86 мм. Картриджные подшипники системы PF46 используют адаптер из пластика или алюминия и запрессовываются в отверстие в раме велосипеда. Адаптеры подшипников изготавливаются под различные диаметры осей шатунов, такие как 22/24 мм, 24 мм, 28,99 мм и 30 мм.

Каретка велосипеда  | стандарты и классификация велосипедных кареток

Адаптер кареточного узла PF46 запрессовывается в раму. Маркировка PF30a, PF30ai и BBright™ Press Fit относятся к асимметричным конструкциям корпуса каретки и имеют одинаковый посадочный диаметр рамы велосипеда 46 мм 

Каретки BB90 И BB95 пресс фит (BB90 И BB95 press fit)

Вид каретки TREK® BB90 с извлечённым подшипником и осью (слева). Внешний вид каретки TREK® BB90 (справа).

BB90 и BB95 — запатентованные стандарты велосипедных кареток, используемые компанией Trek® Bicycle Company. Цифры 90 и 95 означают номинальную ширину корпуса кареточного узла. Эта каретка устанавливается в специальные посадочные места рамы, которое имеет ступенчатую конфигурацию, а не традиционное сквозное отверстие. Внешний (посадочный) диаметр подшипника этой каретки составляет 37 мм.

Каретка испанский пресс фит (Spanish Press Fit)

Испанский пресс-фит — это стандарт прижился в велостпедах BMX. Посадочное отверстие рамы номинально составляет 37 мм.

Наружный диаметр оси шатунов может быть 19 мм или 22 мм. Адаптер или чашка отсутствуют, подшипник запрессовывается непосредственно в раму.

Каретка велосипеда  | стандарты и классификация велосипедных кареток

Испанский пресс фит (Spanish Press Fit). Каретка MID PRESS FIT

Mid Press Fit — еще один стандарт для велосипедов BMX. В нем используется картриджный подшипник диаметром 41,2 мм (1-5/8″). Как и в испанском стандарте, подшипник запрессовывается непосредственно в раму.

Американский пресс фит (American Ashtabula)

Американский, или аштабульский, стандарт велосипедных кареток использует чашку диаметром 51,5 мм, впрессованную в раму. Он встречается на старых велосипедах Schwinn®, некоторых велосипедах BMX и различных велосипедах более низкой ценовой категории. Другой термин для этой системы — «цельный шатун».

Американский пресс фит (American Ashtabula)

Американский пресс-фит 

Существуют адаптеры, с помощью которых можно уменьшить отверстие корпуса рамы для использования английских кареточных узлов с резьбой, а также BMX Mid и испанских стандартов.

Менее распространенные стандарты велосипедных кареток

Каретка ISIS OVERDRIVE

Стандарт ISIS Overdrive имеет резьбу 48 мм x 1,5 мм и используется в основном на тренажерах. Приводная сторона имеет левую резьбу, а неприводная — правую. 

Каретка ISIS OVERDRIVE

Каретка ISIS OVERDRIVE

Внутренний посадочный диаметр рамы составляет 46,5 мм. Интерфейс соединения оси с системой шатунов — шлицевой интерфейс ISIS.

Итальянский стандарт кареток 

Итальянский стандарт использует резьбу 36 мм x 24 витка на дюйм. Обе стороны каретки имеют правую резьбу. Детали, изготовленные по итальянскому стандарту, обычно имеют соответствующую маркировку. Не все велосипеды итальянского производства используют резьбу итальянского стандарта.

Каретка велосипеда  | стандарты и классификация велосипедных кареток

Маркировка компонента «36x24» указывает на итальянский стандарт резьбы

Велосипедный рамы этого стандарта можно отличить по внутреннему диаметру 35 мм.

Французская резьба 

Французский стандарт резьбы в настоящее время считается устаревшим. В нем используется шаг 35 мм x 1 мм. В чашках с неприводной и приводной стороны используется правая резьба. Посадочный диаметр подшипника составляет 34 мм. Не все велосипеды французского производства используют французскую резьбу.

Швейцарская резьба

Швейцарская резьба, также считающаяся устаревшей, как и французская, использует шаг 35 мм x 1 мм. Однако на неприводной стороне используется правая резьба, а на приводной — левая. Установочный диаметр составляет около 34 мм. Не все велосипеды швейцарского производства используют швейцарскую резьбу в качестве стандарта.

Releigh 

Это устаревший стандарт резьбы, который использовался в основном на английских трехскоростных велосипедах 20-го века. Размер резьбы составляет 1,37″ x 26 tpi. На ведущей стороне используется левая резьба. Не путайте ее с общепринятой английской резьбой, в которой используется резьба 24 tpi. Эти две системы не являются взаимозаменяемыми.

Игорь Каверин
Оцените автора