Самое важное о групсете Shimano GRX
Вот все, что вам нужно знать о линейке, включая то, что доступно, обновления и цены.
Shimano GRX — это серия компонентов, разработанная специально для гравийных велосипедов и рассчитана на райдеров, которые часто отправляются в приключения с байкпакингом. Трансмиссия предлагает широкий широкий спектр возможных сборок, включая 10-скоростные 11-скоростные и 12-скоростные кассеты (с сентября 2023 года) , системы с одной и двумя звездами, механическое и электронное переключение передач и многие другие опции.
Shimano точно не разработала совершенно новый групсет. Вместо этого он объединил ключевые технологии и компоненты из существующих групп для шоссейных и горных велосипедов и добавил несколько совершенно новых деталей. Несмотря на это, Shimano называет GRX «первой в мире специализированной группой компонентов для гравийного велосипеда».

Shimano GRX делится на три разных уровня:
- RX800(820) соответствует уровню Shimano Ultegra с 11 и 12 скоростями. Существует версия как с механическим переключением скоростей, так и электронная (Di2).
- RX600 соответствует уровню Shimano 105 с 11 скоростями (хотя есть и 10 — скоростная система RX600). Обе трансмиссии механические.
- RX400 соответствует уровню Shimano Tiagra с 10 скоростями, с механическим переключением.
Все выглядит довольно логично и просто, но есть несколько нюансов. Вы не можете получить каждый компонент на каждом уровне. На пример, вы не можете получить полный групсет RX600, так как в нем нет заднего переключателя RX600. Если вам нужен 11- скоростной механический задний переключатель, вам нужно его взять из линейки RX800. Другими словами, вам придется совмещать компоненты разного уровня, чтобы получить желаемую трансмиссию.
В этой связи мы рекомендуем с самого начала правильно сформулировать свои требования к будущей трансмиссии и решить, хотите ли вы: 11-ступенчатую Di2, 11-ступенчатую механическую или 10-ступенчатую механическую.
Далее вы сможете просмотреть варианты, доступные в каждой категории.

Неудивительно, но при использовании GRX, вы получаете только опцию на дисковых гидравлических тормозах.
Варианты кассет и цепей предлагаются из актуальных шоссейных групсетов (Ultegra, 105 и Tiagra), а также групп для горных велосипедов (XT, SLX, Deore).
Давайте подробно рассмотрим групсет GRX с разбивкой по типам компонентов.
Система и шатуны Shimano GRX

На выбор предлагается три типа систем:
- одна звезда спереди и 11 скоростная кассета сзади (1×11);
- одна звезда спереди и 12 скоростная кассета сзади (1×12);
- две звезды спереди и 12 скоростная кассета сзади (1×12);
- две звезды спереди и 11 скоростная кассета сзади (2×11);
- две звезды спереди и 10 скоростная кассета сзади (специальной системы 1×10 нет).
- Система серии GRX 800 доступна в двух вариантах: с двумя передними звездами с 48/31 зубьями и в варианте с одной звездой спереди с 42 или 40 зубьями.
- Система серии GRX 820 доступна в вариантах с одной звездой с 40 и 42 зубьями
- Система серии GRX 600 доступна в двух вариантах: с двумя звездами на 46/30 зубьев и в варианте с одной звездой спереди на 40 зубьев.
- Системы серии GRX 400 не существует. Вместо этого есть 10-скоростная система RX600 с передними звездами 46/30.

Основное различие между системами GRX 800 и системами GRX 600 заключается в том, что GRX 800 использует технологию полых шатунов Shimano для уменьшения веса.
В системах с одной передней звездой используется профиль зубьев Shimano Dynamic Chain Engagement — высокие зубья специальной формы, с чередующейся шириной (толстые / тонкие) такая конструкция предотвращает соскакивание цепи при езде по неровностям.
Таблица совместимости системы Shimano GRX
Модель | Система 1x/2x | Количество скоростей (10/11) | Масса | Рекомендованная розничная цена в долларах США |
FC-RX820-1 | 1x | 12 | 646 г. | 260 |
FC-RX810-1 | 1x | 11 | 644 г. | 274 |
FC-RX810-2 | 2x | 11 | 710 г. | 274 |
FC-RX600-1 | 1x | 11 | 743 г. | 160 |
FC-RX600-11 | 2x | 11 | 806 г. | 160 |
FC-RX600-10 | 2x | 10 | 810 г. | 134 |
Передний переключатель Shimano GRX

У вас может быть групсет GRX как с механическим, так и электронным передним переключателем
По сравнению с обычными шоссейными передними переключателями, передние переключатели GRX имеют дополнительный внешний зазор 2,5 мм, чтобы обеспечить место для более широких шин (вплоть до 42 мм).
По этой причине механизм переключения необходимо использовать с соответствующей системой GRX, которая аналогичным образом выступает за пределы рамы на 2,5 мм.
Как механический передний переключатель RX810, так и передний переключатель RX815 Di2 способны работать в паре с системой из двух звезд у которых разница в зубьях составляет 17 (как на звездочках GRX с 48/31 зубьями). Переключатель RX400 может работать с 10 скоростями и компенсирует разницу в 16 зубьев между передними звездами, RX600 с 46/30 зубьями. При этом переключения остаются плавными и четкими.
Таблица совместимости переднего переключателя Shimano GRX
Модель | Количество скоростей (10/11) | Di2/механический | Масса | Рекомендованная розничная цена в долларах США |
FD-RX815-F | 11 | Di2 | 131 г. | 274 |
FD-RX810-F | 11 | механический | 96 г. | 66 |
FD-RX400-F | 10 | механический | 96 г. | 46 |
Задний переключатель Shimano GRX

Каждый задний переключатель GRX имеет специальный переключатель, который позволяет менять натяжение цепи, чтобы минимизировать ее отскок при езде по неровностям
Доступны механические и электронные задние переключатели GRX. Все они используют технологию Shimano Shadow RD+, предназначенную для стабилизации цепи на пересеченной местности за счет минимизации ненужных движений рычага переключателя. Идея состоит в том, чтобы обеспечить более надежное удержание цепи, уменьшение количества ее ударов по нижним перьям, а также бесперебойного переключение передач.
Переключатели GRX располагаются дальше под кассетой, чем традиционные дорожные переключатели — при переключении на маленькие звездочки рамка переключателя не выдвигается настолько сильно как в обычных задних переключателях. Идея состоит в том, что чтобы сделать переключатель менее открытым и уязвимым для повреждений при езде по пересеченной местности.
Механический переключатель GRX и электронный Di2 показывают себя идеально в работе в самых неблагоприятных условиях катания с значительным количеством грязи, сохраняя при этом плавность и четкость переключения.
Если вы используете Shimano Ultegra или 11-скоростную кассету уровня 105 в трансмиссии 11-30/34, вам необходимо использовать задний переключатель с короткой лапкой Di2 RD-RX815 или механический задний переключатель RD-RX810.
Если вы используете 10-скоростную систему, вам нужен переключатель RD-RX400, который может работать с максимальной звездочкой с 36 зубьями. В нем используется больше стали и меньше алюминия, чем в задних переключателях уровня RX800, отсюда и больший вес.

Гонщики, выбирающие кассету XT, SLX или Deore 11-40/42, должны использовать более длинную рамку переключателя Di2 RD-RX817 (на фото выше) или механический RD-RX812, оба из которых имеют коэффициент тяги, аналогичный шоссейным переключателям Shimano.
Таблица совместимости заднего переключателя Shimano GRX
Модель | Количество скоростей (10/11) | Di2/механический | Масса | Рекомендованная розничная цена в долларах США |
RD-RX822-SGS | 12 | механический | 295 г. | — |
RD-RX815 | 11 | Di2 | 288 г. | 354 |
RD-RX817 | 11 | Di2 | 322 г. | 380 |
RD -RX810 | 11 | механический | 255 г. | 138 |
RD -RX812 | 11 | механический | 267 г. | 137 |
RD -RX400 | 10 | механический | 303 г. | 79 |
Дуалы Shimano GRX

Shimano предлагает специальные комбинированные рычаги переключения передач и тормоза GRX STI. Также их называют дуалы, шифтеры или пистолеты, они бывают механические и электронные. Инженеры бренда утверждают, что эти шифтеры специально разработанны для гравийных велосипедов.
Форма капюшонов пистолетов выше, чем обычно, чтобы обеспечить более безопасное положение рук на неровной поверхности. Идея состоит в том, что вы можете прислонить руку к переднему концу капюшона и кисть не будет соскальзывать. В центре рычага тормоза имеется более глубокий вырез, а также нескользящее текстурированное покрытие для лучшего сцепления.
Профессиональный райдеры утверждают: «Главная киллер фича групсета GRX — это новые пистолеты. Положите руки на капюшоны, если вы знакомы с групсетами Shimano, вы заметите, что они сильно отличаются. В новых дуалах улучшен комфорт, хороший контроль при торможени и езде по крутым спускам или скольжению по грязному трейлу.
Shimano потратила много времени на изучение требований к езде на велосипеде с рулями баранами по бездорожью и техничным трассам. Ключевым изменением является более высокий тормозной шарнир. Рычаг также был изменен и стал шире, а на капюшонах есть текстурированные ребра для лучшего сцепления в скользкую погоду.
Изменения еще более заметны на манетках Di2. Поскольку электронные шифтеры занимают меньше места по сравнению с механическими компонентами, у Shimano было больше свободы для создания формы тормозных рычагов, которые фантастически приятно лежат в руке.

Верхняя часть бленды загибается назад, позволяя сцепить руку с капюшоном для более надежного захвата и повышения чувства контроля
Еще одна причина улучшения торможения на рычагах ST-RX815 Di2 — это добавление технологии Servo Wave, которая пришла от тормозов горного велосипеда. Это улучшение изменяет ощущение от рычага, добавляя больше прогрессии и модуляции. Первая часть хода рычага очень легкая, и тормоза реагируют мгновенно, а прогрессирование приводит к более легкой модуляции тормозной мощности по мере того, как трасса становиться более «трясучей».
Shimano утверждает, что уровень тормозной силы, обеспечиваемый рычагами без Servo Wave RX810, RX600 и RX400, аналогичен дисковым тормозам Ultegra, 105 и Tiagra соответственно.
Shimano предлагает левый рычаг механического переключения ST-RX810-LA, который при использовании с трансмиссией 1×11 может также управлять дропером подседельного штыря. Встроенная система натяжения троса совместима со стойками с тросовым приводом и ходом рычага 9 мм.

Shimano GRX также включает в себя левосторонние гидравлические дисковые тормозные рычаги серии BL-RX810 и BL-RX600 1×11 без дропера и переключателей.
Например, если вам нужна система с одной звездой спереди с компонентами уровня RX600, вы должны купить правый переключатель ST-RX600-R и левый тормозной рычаг BL-RX600-L.
Встроенный гидравлический дополнительный тормозной рычаг (BL-RX812) — интересный вариант. Он крепится к верхней части руля и соединяется с основной гидравлической линией, идущей к переднему и/или заднему суппорту, чтобы дать вам возможность тормозить при альтернативном положении рук.

Такое техническое решение возможно будет полезным в циклокроссе. Если вы используете систему Di2, то установив дополнительные переключатели, вы также сможете переключать передачи, державшись руками за верхнюю часть руля.
Таблица совместимости дуалов Shimano GRX
Модель | Количество скоростей (10/11) | Di2/механический | Масса | Рекомендованная розничная цена в долларах США |
ST-RX815 | 11 | Di2 | 282 г | 300 |
ST-RX810 | 11 | механический | 284 г | 622 |
ST-RX600 | 11 | механический | 306 г | 236 |
ST-RX400 | 10 | механический | 306 г | 427 |
ST-RX810-LA (рычаг дроппера седла) | 263 г | 273 | ||
BL-RX810-L (только левая сторона) | 222 г | 229 | ||
BL-RX600-L (только левая сторона) | 227 г | 210 | ||
BL-RX812 | 82 г | 163 |
Вы также можете купить рычаги STI и тормозные калиперы в наборах. Подробнее о них см. ниже.
Тормозные калиперы Shimano GRX

Тормозные калиперы с креплением flat mount имеют тот же дизайн, что и шоссейные калиперы Shimano, но с логотипами GRX. Тормоза оснащены такими функциями, как односторонняя прокачка и технология Shimano Ice с применением тормозных колодок и роторов с ребрами охлаждения для отведения тепла и обеспечения эффективности торможения.
Тормоза успешно справляются со сложными скоростными спусками. Калиперы и роторы с креплением flat mount перекочевали из знаменитой серии Ultegra с той же конструкцией суппорта и размерами ротора. Именно поэтому тормоза унаследовали знакомую эффективность торможения: мощную и предсказуемую.
Таблица тормозных калиперов Shimano GRX
Модель | Вес (передний/задний) | Рекомендованная розничная цена в долларах США(передний/задний) |
BR-RX810 | 148 г. / 138 г. | 98 / 93 |
BR-RX410 | 148 г. / 138 г. | 64 / 57 |
Комплекты рычагов и калиперов Shimano GRX

Вы может приобрести комплект из рычагов и тормозных калиперов (ST-RX810/BR-RX810)
Таблица комплектов рычагов и калиперов Shimano GRX
Модель (рычаг/калипер) | Количество скоростей (10/11) | Di2/механический | Масса | рекомендованная розничная ценав долларах США |
ST-RX815/ BR-RX810 | 11 | Di2 | 282 г/148 г/138 г | 421 |
ST-RX810/ BR-RX810 | 11 | механический | 284 г/148 г/138 г | 408 |
ST-RX600/ BR-RX400 | 11 | механический | 306 г/148 г/138 г | 313 |
ST-RX400/ BR-RX400 | 10 | механический | 306 г/148 г/138 г | 300 |
Колеса Shimano GRX





Два комплекта бескамерных колес завершают линейку GRX: вариант 700C и вариант 650B. Каждый комплект имеет обод с внутренней шириной 21,6 мм и глубиной 22 мм, а втулки имеют сквозную ось декаметром 12 мм.
Таблица колес Shimano GRX
Модель | Вес (переднее/заднее) | Цена в долларах США (переднее/заднее) |
WH-RX570 700C | 769 г./951 г. | 293 / 319 |
WH-RX570 650B | 737 г./920 г. | 293 / 319 |
Заключение
Как всегда Shimano удалось всех удивить, создав прекрасный продукт с продуманным набором опций, который подойдет любителям гравийных велосипедов, всегда готовым к новым приключениям.
Shimano GRX по-прежнему предлагает очень хорошее оборудование, а его ассортимент подойдет большинству тех, кто собирает кастомные гравийные / приключенческие велосипеды, а также даст производителям множество вариантов при создании новых моделей.
Этот групсет переключается с типичной точностью Shimano 105, цепь не соскакивает. Ваши руки удобно ложатся на капюшоны пистолетов, а пальцы могут легко задействовать рычаги тормозов в холодную, влажную и грязную погоду. Когда что-то изнашивается, у вас будет множество вариантов для замены.
GRX доступен по цене, легко модернизируется, работает со многими другими компонентами Shimano, обеспечивая безупречное переключение передач и торможение в самых неблагоприятных погодных условиях на разных поверхностях.
Без сомнения, вскоре мы увидим трансмиссии с одной звездой спереди и задним переключателем с более широким диапазоном звезд, что еще больше расширит возможности современных велосипедов. Именно это типичное системное мышление Shimano делает GRX прекрасной инвестицией.
