Многим нашим читателям повезло родится в советское время, когда, как говориться, деревья большими, вкуснейшее эскимо продавалось за 22 копейки, а сливочное мороженое в бумажном стаканчике вовсе стоило 11 копеек.
Каждый ребенок в СССР мечтал о двухколесном велосипеде. Некоторые родители категорически отказывались покупать это чудо техники для своих чад, желая обезопасить ребенка от травм.
Советское поколение детей иногда называют поколением с «ключом на шее». Когда родители были на работе, детей воспитывала улица, ясли-сад, школа. Многие помнят как до темноты гоняли в футбол на спортивной площадке в школьном дворе, засыпанной «жужелкой».
Когда на это покрытие падали в погоне за мячом и со свистом проезжали на коленках или животе, то от коленок оставалось кровавое месиво. Прошло с тех пор полвека, а шрамы на многострадальных коленях уже взрослых людей все еще напоминают о тех славных временах.
У многих родителей зарплаты были 65 и 80 рублей. На приобретение велосипеда средств не всегда хватало. В 70-е годы прошлого столетия, как теперь говорят, «прайс-лист» советских велосипедов был таков, как в этой таблице. Цены взяты на просторах интернета.
Марка велосипеда | год выпуска | Советская цена в рублях |
---|---|---|
Турист | 1978-1979 1990-1991 | 150 250 |
Орленок | 1978-1979 | 45 |
Аист | 1989 | 75 |
Кама | 1989-1990 | 105 |
Дамский велосипед ЗИФ 21 В | 1970 | 57, 60 |
Салют | 1980 | 105 |
Школьник | 1975 | 28 |
Украина | 1979 | 72 |
Многие дети так и не дождались от родителей двухколесного друга и потом уже во взрослом осознанном возрасте купили свой первый велосипед.
История формирования велосипедной промышленности в СССР
Велосипед на просторах Российской империи появился раньше, чем автомобиль. По московским булыжным мостовым первые «костотрясы» рассекали уже с конца 1860 года. Их завозили из Франции, Германии. Стоили машинки очень дорого, от 300 до 400 полноценных царских рублей.
Для сравнения: Поросенок или гусь стоил 30 копеек. Пуд (16 кг) сала продавался за 5 рублей. Земледелец за свой труд получал 15 копеек в день. Зарплата школьного учителя в год была 80-90 рублей.
На протяжении почти полувековой истории велосипеды были доступны только очень богатым людям. Николай II был ярым поклонником велосипедных кроссов. Вслед за царем многие дворяне занялись велосипедными прогулками и даже велогонками.
Николай II и цесаревич Алексей на велосипедной прогулке 1912 год
В начале 1900 годов в Москве стали производить большое количество складных велосипедов для армии, а также полиции. Производством занимался завод «Дукс».
СССР уже в первую пятилетку всерьез занялся собственной велосипедной отраслью. Был построен Московский велосипедный завод (МВЗ). На нем стали производить двухколесные машины на базе BSA – британских велосипедов.
Затем построили Харьковский велосипедный завод. Позже предприятие возглавило велосипедную отрасль Советского Союза.
Простым рабочим и служащим пока еще дорогостоящую технику вручали в качестве награды за доблестный труд. В тридцатые годы, когда спорт особенно культивировался в молодой советской стране, велосипеды становятся массовым спортивным увлечением и способом передвижения в городе.
В Москве в начале 1920 годов владельцы велосипедов обязаны были поставить на учет свою технику, получить регистрационный номер и оплачивать налог.
Во время Великой Отечественной войны на оккупированных немцами территориях в большом количестве появились германские велосипеды, которые были популярны в армии Вермахта: Adler, Diamant, DKW. Когда фашистов выгнали, то разные трофейные модели стали широко использоваться местным населением.
Германский велосипед Adler образца 1937 года
В пятидесятые годы прошлого столетия на территории разных советских республик стали открываться новые велосипедные заводы. На них производились очень качественные двухколесные машины. В числе лучших считался «ЗиС-Прогресс» автозавода им. Сталина (позднее имени Лихачева). Автомобильный завод позднее передал свое производство этой модели в Харьков. Там она стала выпускаться под названием «Украина».
В 1946 г. на авиационном заводе им. Чкалова в Новосибирске открыли линию производства велосипедов ЗиЧ-1. Их производили в рамках мирной конверсии до 1948 года. Успели выпустить с конвейера несколько тысяч велосипедов, отличавшихся высоким качеством сборки от специалистов самолетостроения. Позже государству вновь понадобились самолеты, их выпуском и занялся завод.
В 1948 году в г. Шяуляе Литовской ССР построили велосипедно-моторный завод Vairas (Вайрас). Здесь стали выпускать велосипеды для подростков:
- в-72 «Орленок» велосипед для мальчиков (на литовском языке ereliukas);
- «Ласточка» в-82 велосипед для девочек с низкой рамой.
Технологии были переданы с Минского велозавода, который до этого занимался производством данных моделей. «Орленок» в своем неизменном виде выпускался до 1978 года. Потом в конструкции появилась прямая верхняя труба рамы (модель 171-812).
Культовые велосипеды СССР
Для чего нужны были простым советским людям велосипеды? Покататься по ровным дорогам с асфальтом или «грунтовкой». Добраться на работу, на дачу неподалеку от городской черты.
Не очень симпатичный персонаж почтальон Печкин в культовом мультике «Трое из Простоквашино» (1978 г.) четко обозначил необходимость двухколесного средства передвижения: «Я ведь почему раньше такой вредный был? Потому что у меня велосипеда не было». А вот получив в качестве вознаграждения свою мечту — велосипед, он сразу начинает добреть и даже хочет завести какую-нибудь зверушку.
Дорожные велосипеды простой конструкции всегда пользовались особым спросом.
Урал
Технические характеристики:
- Вес: 16,5 кг.
- Тормоза: передний — ручной тормоз (клещевой); задний ножной тормоз барабанного типа.
- Колеса: диаметр 62,2 см.
- Седло: на жестком каркасе, обтянутое мягкой кожей.
- Педали: литые, оснащались яркими рубиновыми отражателями.
- Руль: поворотный с выносом.
- Аксессуары: в комплекте шел бардачок, с комплектом ключей и насосом.
- Модельный ряд: В-124, 111-621, В-142.
Выпуск «Уралов» начался в 1965 г. на машиностроительном заводе в г. Перми. Конструкция предполагалась в разных модификациях для города и села. Деревенский вариант предусматривал два багажника, спереди и сзади. Различались также мужские и женские модели. Для дам устанавливалась рама под углом в 45 градусов. В мужском варианте она стояла прямо.
Орленок
Технические характеристики:
- Вес: 12 кг. расчетный вес велосипедиста до 70 кг.
- Колесная база: 97,5 см.
- Высота рамы: 44 см.
- Цепь: 100 звеньев.
- Тормоза: передний тормоз отсутствовал. Задний тормоз барабанного типа с муфтой свободного хода.
- Руль и сиденье: имели регулировку по высоте.
- Колеса: диаметр 53,3 см.
- Покрышки: ширина 37 мм.
Харьковские конструкторы с завода ХВЗ в 1949 году разработали модели велосипедов «Орленок» для мальчиков и «Ласточка» для девочек. Успели выпустить пробную партию. Но после этого по приказу Министерства авто-тракторной промышленности СССР все чертежи и наработки отдали в Минск для запуска продукции в серийное производство.
Минский мотоциклетно-велосипедный завод ММВЗ имел оборудование, которое завезли из Германии. В конструкторском бюро пользовались немецкими чертежами. Привнеся что-то свое, в 1950 году подростковые велосипеды запустили в серию. А спустя всего год в г. Шяуляе Литовской ССР Министерство спланировало запуск завода с профилем производителя велосипедов для подростковой аудитории. Сюда отправились все разработки, запчасти и т. д. с Минского завода ММВЗ.
Литовцы переименовали «Орленок» в «Эрелюкас», а «Ласточку» в «Крегждуте». В течение 1951 г. велосипеды собирались из минских деталей. А в 1952 основные запчасти стали делать на Шяуляйском заводе. Из привозных оставались еще немецкие тормозные ступицы «Torpedo», а также ленинградские передние втулки и педали.
Первоначально «Орленок» имел двойную верхнюю раму. Она разделялась позади сиденья. Широкую часть удобно было взгромоздить на плечо для переноски. Когда модель модернизировали, то установили прямую раму как у «Украины».
Комплектация велосипеда, как сейчас принято говорить, была жирная и включала в себя: бардачок с инструментами (весел сзади седла); насос, закрепленный между колесом и подседельной трубой; масленка с маслом; набор заплаток, для устранения прокола; звонок; багажник и зеркало заднего вида.
В качестве дополнительной опции предлагалась передняя фара, работающая от динамо-генератора, который устанавливался на переднее колесо.
«Орленок» был полностью подготовлен к любым заездам на любых дорогах. Можно было самостоятельно осуществить легкий ремонт, если получил прокол шины в пути.
Ласточка
Технические характеристики
- Вес: 12,5 кг.
- Руль: имел характерный изгиб, который позволял найти удобное положение.
- Седло: изготавливалось из мягкой кожи.
- Рама: высота 46 см, выполнена в виде двойных изогнутых труб.
- Колесная база: 98 см.
- Шины: размер 533 х 37 мм.
Модель В-82 «Ласточка» была самой любимой у школьниц. После 1968 велосипед сняли с производства. Но она еще долго верой и правдой служила юным хозяйкам.
Особый шарм этому дамскому велосипеду предавали предохранительные нитяные сетки, которые были натянуты на крепежных элементах задних крыльев. Этот элемент предотвращал попадание длинных юбок модниц в спицы заднего колеса.
Школьник
Технические характеристики
- Вес: 9,5 кг
- Колесная база: 87,5 см
- Задняя втулка: имела муфту свободного хода
- Трансмиссия: передняя звезда 32 зуба; задняя звездочка 16 зубьев; цепь втулочно-роликовая 82 звена
- Колеса: диаметр 510 мм
- Высота рамы: 44,5 см
Велосипед предназначался для детей от 10 лет. Выпускался с 1956 по 1996 год.
Детище Нижегородского велосипедного завода, чья история тянется с 1940 года. Тогда на Горьковском автозаводе ГАЗ образовали цех по производству велосипедов. Город Горький впоследствии вернул свое историческое название Нижний Новгород.
Легкий велосипед весом 9,5 кг преспокойно выдерживал взрослого человека. Многие родители с успехом гоняли на этом детском велосипеде по многочисленным деревням и дачным поселкам необъятного СССР.
Сначала выпускались модели с закрытой рамой. Позднее рама стала открытой, без гендерной привязки, говоря современным языком.
Украина
технические характеристики
- Вес: 17 кг.
- Рама: высота 58 см.
- Колесная база: 117,5 см.
- Шины: 622 х 47 мм.
- Трансмиссия: передняя звезда 48 зубьев, задняя звездочка 19 зубьев; цепь роликовая на 112 звеньев
Создание этого велосипеда имеет довольно длинную историю. Днем рождения велосипеда негласно считают 9 сентября 1886 г. Тогда в городе Рига, входившей в состав Российской империи, Александр Лейтнер открыл свою фабрику по производству велосипедов. Молодой инженер-изобретатель с четырьмя нанятыми работниками сделали 19 экспериментальных двухколесных машин. Они их успешно реализовали. Модель покупатели между собой окрестили «пауком». А официальное название она получила «Россия».
В маленьком помещении рабочие вручную собирали 20 велосипедов в год. Их сразу раскупали. Уже за 4 года Лейтнер накопил средства для переезда в более просторное помещение, где с 1890 года у него открылась уже солидная фабрика «Россия». На ней производилось до 2 тысяч велосипедов каждый год. А к началу 1914 г. с фабрики Лейтнера выходило по 5 тысяч веломашин.
В 1915 все оборудование отправилось в эвакуацию в Харьков, так как к Риге приблизилась линия фронта. Когда в 1917 произошла революция, в этом городе основали на базе фабрики Лейтнера Харьковский велосипедный и авторемонтный завод им. Петровского. С 1926 на базе модели «Россия» начинается выпуск мужского велосипеда «Украина».
Велосипед сыскал невиданную популярность у советских граждан, а экспортные варианты покупали в трех десятках других стран.
Модель мужского велосипеда с названием «Украина» начала производиться на базе модели В-120 с 1960 года. Она сменила продававшуюся до этого в течение десятилетия модель В-110 «Прогресс». Его конструкция базировалась на технологии довоенных германских велосипедов.
В-110 «Прогресс» выпускался в 1950-58 гг. не только на Харьковском, но и на автомобильных заводах «ГАЗ» и «ЗИС». Конструкция была разработана в центральном конструкторском бюро Харьковского велозавода. До этого на заводе выпускали несколько моделей, созданных по немецким образцам на оборудовании, вывезенном из побежденной Германии в счет репараций. Поначалу на станках трудились иностранные специалисты, обучавшие советских рабочих.
На базе В-110 «Прогресс» в 1960 г. создали модель В-120 «Украина». Велосипед поступал в магазины в большом количестве. Но купить для него запчасти было проблематично. Так же, как отремонтировать в мастерской. Производилась эта модель вплоть до 1968 года.
Параллельно с В-110 продавалась версия В-130 и В-130 К с незначительными модификационными изменениями. Все варианты не имели переднего тормоза, а оснащались барабанным тормозом заднего колеса. На раму наносилась марка велосипеда «Украина».
В комплект входил дополнительный багажник для крепления спереди. В основном все велосипеды были черного цвета. Некоторые партии поставлялись в голубом и темно-красном цвете.
На ХВЗ под брендом «Украина» после 1975 г. производили модели: 111-411, 111-421, 111-441 и некоторые другие.
Турист
Технические характеристики:
- Вес: 14 кг.
- Колесная база: 109 см.
- Колеса: алюминиевые обода диаметром 622 мм.
- Покрышки: ширина 32 мм.
- Цепь: втулочно-роликового типа.
- Педали: литые.
- Седло: два варианта — жесткое и мягкое.
Так называлась серия, объединявшая дорожно-туристические и спортивно-туристические модели. Выпускались они в Харькове на ХВЗ (Харьковский велосипедный завод).
В 1949-61 гг. производились модели В-31, В-32, В-33. В настоящее время сохранилось лишь несколько экземпляров первой модели B-31, в частных коллекциях. Это была небольшая партия первой и последней односкоростной модели с муфтами свободного хода.
В-32 имела механизм переключения на 3 скорости. Его назвали «костяная нога». Позже был заменен телескопическим механизмом.
В-33 имела свои характерные отличия в виде узорной маски, хромированной стали и т.д. В 1961 году название велосипеда изменили на «Спутник» В-34.
Начиная с 1977 года вернули название «Турист». Тогда вышла на рынок модель 153-411. Однако параллельно продолжали производить «Спутник» вплоть до 1983 года.
В комплектации присутствовали звонок на руле, фонарь, насос, бардачок с инструментами, закрепленный на раме.
Спутник
Тренировочная спортивная модель имела следующие характеристики:
- Вес: 14,2 кг.
- Обода: дюралюминий трубчатого сечения (для тренировочной модификации); стальные коробчатого сечения (туристический вариант).
- Покрышки: Однотрубные легкие шины (в тренировочной модификации).
- Рама: легированная сталь с тонкостенными трубами. Высота 540, 560, 580, 600 мм.
- Колесная база: 106 см.
- Шины: 32 x 622 мм.
- Трансмиссия: восемь передач; цепь втулочно-роликовая.
- Спицы: стальные редуцированные.
- Тормоза: клещевые
- Педали: Сталь.
- Седло: стальной каркас с жестким покрытием из пластмассы.
Выпускался с 1961 года на Харьковском велосипедном заводе им. Петровского. Название получил в честь советских космических свершений.
Модель В 153-424 спортивно — туристического назначения. Ее выпускали для спортсменов — велосипедистов. Существовала также туристическая модификация велосипеда с задним багажником.
Аист
Технические характеристики
- Вес: 15 кг.
- Колесная база: 100 см.
- Рама: сталь, высота 400 мм.
- Колеса: диаметр 406 мм.
- Тормоза: сзади барабанного типа.
- Седло: мягкое без пружин.
- Трансмиссия: односкоростная 46 зубьев на передней звезде, 15 зубьев сзади.
Первый велосипед с названием «Аист» появился в магазинах «Спорттовары» в 1986 году. Его выпустили на Минском мотоциклетно-велосипедном заводе (ММВЗ) в столице Белорусской ССР. Дорожная модель 111-331.
В 1987 году, вышел «Аист» модификации 113-321 со складной рамой.
В стандартной комплектации было: насос, катафоты, бардачок для инструментов, инструкция, отделение для багажа.
«Аист» со складной рамой в сложенном состоянии имел габаритные размеры 79 х 75 х 29 см, что позволяло размещать велосипед в квартире, например на антресоли.
Кама
Технические характеристики
- Вес: 14,6 кг.
- Колесная база: 100 см.
- Рама: стальная, высота 46 см.
- Руль: имеет регулировку по высоте.
- Трансмиссия: односкоростная, ведущая звезда имеет 48 зубьев, задняя звездочка — 15 зубьев.
- Колеса: диаметр 406 мм.
Очень удобный складной велосипед, который легко перевозить в метро, электричке, автобусе, в багажнике авто. С ним можно было отправиться путешествовать в любое место.
Производился товар с середины 1970-х годов на ТС ВПК «Велта», у которого ранее было название «Производственное Объединение Пермский машиностроительный завод». Этот велосипед в семидесятые годы стоил 98 рублей.
Ценился покупателями за то, что его легко можно было собрать и разобрать благодаря подпружиненным свинчивающимся зажимам. Они фиксировали подседельную трубу и стержень руля.
Седло имело широкий диапазон регулировок по высоте, таким образом велосипед могли использовать велосипедисты разного возраста. Модельный ряд состоял из модификаций: В-815, 113-613.
Дополнительные принадлежности в комплекте: бардачок для инструментов, насос, защитный щиток на цепь, светоотражатели, задний багажник.
Сейчас «Кама» выпускается компанией «Урал-Трейд» в широком ассортименте: детские, горные хардтейлы и двухподвесы, стандартные и складные велосипеды для городских поездок.
Салют
Технические характеристики
- Вес: 14,8 кг.
- Колесная база: 109 см.
- Рама: стальная, высота 43,5 см.
- Колеса: диаметр 533 мм.
- Тормоза: спереди ручной тормоз (вибрейк), сзади тормоз барабанного типа.
- Трансмиссия: односкоростная, передняя звезда 48 зубьев, задняя 18 зубьев.
Полное название «Салют» 114-912, это складное двухколесное детище Пермского машиностроительного завода принадлежит одной семье популярных в СССР велосипедов «Урал» и «Кама».
Весил данный велосипед 14,8 кг. Легко складывался. Запчасти для ремонта были в любой мастерской. Выпускался большим тиражом с 1986 г.
Десна
Технические характеристики
- Габаритные размеры: в сложенном виде 30 х 65 х 80 см.
- Вес: 14,5 кг.
- Колеса: диаметр 406 мм.
- Рама: сталь, высотой 40 см.
- Колесная база: 110 см.
Полное название «Десна» В-849. У этой торговой марки длинная история. Она связана со знаменитыми пулеметными тачанками. Их выпускали в Первую мировую войну на чугунной фабрике в Жуковке Брянской области. Это небольшое предприятие работало там с 1870 года, выполняя заказы российских железных дорог.
В 1941 году фабрика отправила оборудование в Пензенскую область, в эвакуацию. После освобождения территорий от фашистов возвращаться было некуда, оккупанты все сожгли. Но через несколько лет на месте руин опять отстроили Жуковский завод.
С 1958 года предприятие стало выпускать велосипеды. «Десна» впервые вышла с конвейера завода в 1960 году. Всего через пятилетку в торговую сеть поступил миллионный экземпляр «Десны».
Жуковское предприятие после «перестройки» не раз банкротилось, останавливало свою работу. Но, подобно птице Феникс, вновь возрождалось.
В 2008 году цеха обновили оборудование, изменилась технология производства. По сей день продолжается выпуск простых, недорогих и надежных велосипедов.
Спортивные шоссейные велосипеды в СССР
В Советском Союзе было выпущено некоторое количество шоссейных велосипедов, которые создавались для развития велоспорта, а также участия в международных соревнованиях.
Спорт в СССР ценился всегда. Главный лозунг был «В здоровом теле — здоровый дух». Все сдавали нормы ГТО, никто не увиливал. И велоспорту уделялось не меньше внимания, чем, например, футболу.
«Москва 80»
Трековый велосипед «Москва 80»
Технические характеристики
- Вес: 8,25 кг.
- Рама: легированная сталь, трубы имели переменную толщину стенок.
- Вилка: улучшенная геометрия, легированная сталь
- Колесная база: 1060 мм.
- Система: облегченные титановые шатуны и каретка с пустотелым валом из титана.
- Обода: алюминиевые трубчатого сечения с титановыми спицами
- Шины: трубчатые 600 x 27 мм
- Седло: металлический каркас, оболочка выполнена из пластмассы
- Руль: алюминий, вынос удлененный
Для участия в спортивных соревнованиях международного уровня необходимо было не только серьезно тренироваться, но иметь соответствующее оборудование.
Перед советскими конструкторами и производственниками партия поставила конкретную задачу: создать и запустить в производство спортивные шоссейные велосипеды высокого класса, конкурентоспособные на международной арене.
Особенно решение вопроса обрело важность в 70-е годы, когда СССР стал готовиться к приему гостей на Олимпиаду-80. В то время советская сборная выступала на соревнованиях только на зарубежных велосипедах. Трековые машины PIH, De Rosa, Cinelli, CNC и Colnago. Хочется отметить, что спортивные управленцы того времени не горели желанием отказываться от таких привилегий и переходить на отечественный инвентарь.
Когда ЦК КПСС настойчиво рекомендовал создать отечественные спортивные велосипеды, не уступающие зарубежным моделям, на Харьковском велозаводе в ЦКТБ работал инженер Георгий Иванович Панин. У него были золотые руки и светлая голова. Он взял всё лучшее у зарубежных велосипедов, чтобы создать модель «М-80». В качестве образца он избрал Colnago Mexico. Трубы для рамы компании Witberg. Всё остальное оборудование аналогично фирменному Campagnolo. Проект «М-80» предназначался для шоссейной гонки на 100 км. В этом виде сборная СССР побеждала на Олимпиадах в 1972, 1976 годах и чемпионатах мира.
Инженер привозил свои опытные образцы в тренировочные лагеря сборных, где они проходили серьезные испытания. Их эксплуатировали в горах Сочи, хотя модель придумана была для участия в индивидуальной и групповой гонке по шоссе. Когда у машин полопались каретки и шатуны из экспериментального титана, Панина уволили. Шоссейных велосипедов «М-80» вышло только 52 штуки. Их стали делать только по индивидуальному заказу.
«Старт-Шоссе» 155-411
Технические характеристики
- Вес: 10,4 кг.
- Рама: легированная сталь, новая геометрия труб с круглым сечением, вилка улучшенной геометрии. Высота рамы 56-58 см.
- Колесная база: 106 см.
- Руль: дюралюминий
- Седло: металлический каркас, оболочка выполнена из пластмассы
- Обода: алюминиевые трубчатого сечения
К приближающейся Олимпиаде — 80 Федерация велосипедного спорта Советского Союза заказала Харьковскому велосипедному заводу разработку и выпуск спортивно-шоссейного велосипеда «Старт-Шоссе» 155-411. Эта модель должна была иметь улучшения в геометрии вилки, конструктивные изменения в переключателях, разные размеры туклипсов.
«Рекорд» В 156-421
Эта модель производилась в г. Харькове на велосипедном заводе. Партию заказала Союзная Федерация велосипедного спорта. Для гонок на треке в предшествующую модель «В 64» внесли изменения, позволявшие улучшить спортивные показатели. Этому способствовала измененная геометрия рамы, перья цепной и передней вилки, головной узел, вынос руля и туклипсы другой формы.
Для облегченных ободов из дюралюминия, использовалась специальная марка сплава. Спицы имели уменьшенный диаметр в средней части.
Все основные детали изготовлены из легчайшего дюралюминия и специальных сплавов. Весил трековый велосипед всего 8,5 кг и имел колесную базу 975, 995 мм.
«Метеор» В-68 И
Технические характеристики
- Вес: 8,7 кг.
- Рама: измененная спортивная геометрия, выпускалась в размерах 54, 56, 58, 60 см.
- Руль: шоссейного типа из алюминия
- Колесная база: 99 см
Этот велосипед также детище Харьковского велосипедного завода. Сделан для спортсменов, участвующих в гонках с преследованием. Чему очень способствовал его легкий вес 8,7 кг. Окрашивался разноцветными эмалями, выглядел очень красиво.
Для основных деталей конструкции взят дюралюминий: обода колес, шатуны, передняя звезда, задняя и передняя втулка. Для втулки заднего колеса прилагался комплект быстрозаменяемых звездочек на 13, 14, 15, 16 зубьев.
«Тахион»
Трековый аэродинамический велосипед является также произведением конструкторского технического бюро Харьковского велосипедного завода. Его создатель — конструктор Реджинальд Иванович Воронцов.
Придумал он свой суперлегкий велосипед к Олимпиаде-80, когда работал над разработкой модели «Москва-80. Инженер создавал оригинальные продукты, у которых был очень небольшой тираж.
Название «Тахион» придумано Воронцовым. Оно основано на имени гипотетической частицы, у которой скорость выше скорости света в вакууме. Так инженер позиционировал свою двухколесную скоростную машину, которая должна была помочь велогонщикам СССР выигрывать медали.
Для опытных образцов сделали композитные рамы. В них узлы соединяли трубами из углепластика. Над таким материалом работал не только Харьковский ЦКТБ, но также НИИ Технического волокна и пряжи из Москвы.
Для других экземпляров инженер использовал импортные детали: трубы из Японии, цепи из Франции. Уменьшения веса также способствовало нестандартное крепление руля, он размещался непосредственно на вилке.
Детские велосипеды в СССР
В Советском Союзе велосипеды производили для любого возраста и потребностей.
Малыш
Детский велосипед на 3 колесах для детей от одного года. Таким образом ребенок учился ездить на собственном транспорте прежде, чем начинал ходить и говорить.
Кросс
Саранский механический завод выпускал спортивно-игровой велосипед. На нем мальчишки и девчонки с семи лет тренировались и участвовали в соревнованиях.
Мишка
Эта модель также выпускалась на Саранском мехзаводе и предназначалась для дошкольников от 5 лет. Пневматические шины хорошо проходили по любым дорогам. Задний педальный тормоз барабанного типа отлично притормаживал, не допуская аварий у маленького водителя. Колеса имели стальные обода.
Ветерок
Это был велосипед-трансформер, мечта всех малышей. Его можно было преобразовать в двух или трехколесный. Выпускалось такое техническое чудо уже в пятидесятых годах прошлого века.
Велосипед оснащался регулируемым по высоте стальным рулем и 24 дюймовыми колесами на стальных ободах с резиновыми покрышками.
Для подростков велосипеды производились не только в Литве на Шауляйском велосипедно-моторном заводе. На Урале в Свердловске (сегодня Екатеринбург) был завод №20, относившийся к Министерству местной промышленности РСФСР. Здесь уже в 1949 году конструкторы создали для мальчишек и девчонок велосипед в двух вариациях: с открытой и закрытой рамой. Когда по решению правительства в 1959 г. этот завод перешел в ведение военных, то все наработки передали в Атиг. Атигские велосипеды были очень популярны благодаря прочной конструкции рамы, изготовляемой с помощью конденсаторной сварки. Здесь выпускали миллионы двухколесных машин в 16 модификациях.
Кроме всем известного велосипеда «Салют», уральские умельцы с 1973 года выпускали для мальчишек «Уралец», а для девочек «Рябинку». Несколько позже появилась складная «Весна». На АМЗ в советские восьмидесятые годы производили ежегодно 370 тысяч велосипедов. Подростковый велик в «Спорттоварах» продавался за 39 рублей.
Заключение
В современные дни любовь к велосипедам не проходит, а скорее крепнет. В развитых странах таких как Голландия и Швеция велосипед уже давно имеет статус полноценного транспортного средства, уверенно вытесняя автомобиль. Жители городов все чаще используют велосипеды для поездок на работу, в детский сад, магазин или просто для прогулок. Новая велосипедная концепция делает людей здоровее, а нашу планету чище.
Ключевыми игроками на европейском рынке велосипедов сегодня являются: Trek, Giant, Scott, Specialized и др. Продукция этих гигантов хорошо известна во всем мире, продажи с каждым годом растут. Особенный прирост наблюдается после пережитой в 2020 году пандемии Covid 19. Так в Нидерландах количество магазинов, торгующих велосипедами, в 2023 увеличилось на 40%.
А как обстоят дела в России? В связи с бесконечной чередой санкций россиянам становятся недоступными европейские и американские бренды. На улицах наших городов стали снова появляться давно знакомые марки: Aist, Десна, а также новые бренды: Stinger (собирается на Калининградском заводе «Велобалт»), Stels (собирается на заводе «Веломоторс» из китайских запчастей), а также Stark в (собирается в г. Пскове и имеет широкую линейку велосипедов).
Ценовая категория этих велосипедов колеблется от нескольких тысяч до сотен тысяч рублей. Каждый выбирает для себя, ориентируясь на потребности, финансовые возможности. При этом совсем не обязательно переплачивать за бренд, который у всех «на слуху».