Шины для шоссейного велосипеда: все что нужно знать

Прежде чем приступить к осознанному выбору подходящего комплекта покрышек для шоссейного велосипеда необходимо разобраться с матчастью. 

Предлагаем вашему вниманию базовую информацию по техническим параметрам, характеристикам и технологиям, используемых в современных покрышках для шоссейных велосипедов. 

Виды покрышек шоссейных велосипедов

Шины для шоссейного велосипеда: все что нужно знать

Сегодня на рынке представлены три основных типа шин для шоссейных велосипедов:

  • клинчерные
  • бескамерные
  • трубчатые (шоссейные трубки)

Клинчерные — шины с открытым каркасом, требующим использования внутренней камеры. Этот тип покрышек являются наиболее распространенным на рынке. Они устанавливаются на стандартные колесные обода с зацепами.

В бескамерных шинах используется такая же открытая конструкция каркаса, как и в клинчерных шинах, но, как следует из названия, их можно использовать без камер на специально разработанных бескамерных ободах.

В трубчатых шинах используется трубчатый каркас, сшитый вокруг камеры. Затем шина приклеивается к трубчатому ободу, который не имеет боковых стенок или зацепов. Трубчатые шины исторически популярны среди профессиональных велосипедистов, но редко используются любителями.

Размер шины шоссейного велосипеда

Шины для шоссейного велосипеда: все что нужно знать

С каждым годом шины становятся все шире. Убедитесь, что ваша рама имеет достаточный зазор для установки новых покрышек.

Размер современных шин обозначается следующим образом 700 x 25 мм, где 700 мм это диаметр покрышки, а 25 мм ее ширина.

Шины 700c являются наиболее распространенным размером для шоссейных велосипедов. Иногда встречаются шоссейники или гревелы на колесах меньшего диаметра 650 мм. Для таких ободов подойдут покрышки с маркировкой 650b.

Если вы хотите купить шины для шоссейных велосипедов размером более 25 мм, вам необходимо убедиться, что рама и вилка имеют достаточный зазор.

До недавнего времени большинство шоссейных велосипедов имели зазор только для 25-миллиметровых шин, поэтому выбор покрышек для таких байков весьма ограничен.

Если вы счастливый обладатель современного шоссейника, то вероятно, сможете установить на него покрышку 28 мм или больше.

Что такое TPI?

Шины для шоссейного велосипеда: все что нужно знать
Для повышенного комфорта ищите покрышки с TPI выше 120. 

TPI – это условный показатель плотности нитей каркаса покрышки, который показывает, сколько отдельных нитей тканого нейлона или хлопка пересекают один квадратный дюйм каркаса шины.

В каркасах с более низким TPI используется меньшее количество более толстых нитей, тогда как в каркасах с более высоким TPI используется большее количество тонких нитей.

Как правило, каркасы шин с более высоким TPI обеспечивают более гибкое, комфортное ощущение при езде и более низкое сопротивление качению.

Вместе с тем, такие шины обычно более уязвимы к проколам, чем шины с каркасом с низким TPI.

Конструкция каркаса также является лишь частью уравнения, определяющего общее сопротивление качению шины.

Сопротивление качению велосипедной шины

Шины для шоссейного велосипеда: все что нужно знать
Если вам нужна скорость, то ищите шины с низким сопротивлением качению.

Сопротивление качению, (иногда используется термин коэффициент сопротивления качению), представляет собой энергию, расходуемую покрышкой при качении по поверхности.

На твердых покрытиях, таких как шоссе, потери в основном могут быть связаны с деформацией шины и трением ее протектора о поверхность дороги.

Существует ряд факторов, определяющих сопротивление качения шины. К ним относятся: конструкция покрышки, резиновая смесь из которого она изготовлена, давление в шине, ее ширина и рисунок протектора.

Однако, как правило, для использования на шоссе вам нужна гладкая шина (или шина с минимальным протектором) с гибким каркасом, накачанная до высокого давления.

Как выбрать шины для шоссейного велосипеда

Шины для шоссейного велосипеда: все что нужно знать
Взвесьте вашу покрышку

Идеальная велосипедная шина должна быть сверхлегкой, устойчивой к проколам и быстрой. К сожалению, такой шины не существует, поэтому приходится искать компромисс между этими параметрами.

Выбор шин в конечном итоге должен определяться вашим преобладающим стилем езды. Например, если большую часть времени вы проводите в движении по гравийным проселочным дорогам, вам лучше выбрать шину, которая имеет хорошую защиту от проколов.

С другой стороны, если вы часто ездите по хорошим дорогам, ровному и сухому асфальту, то легкие, спортивные шины могут стать отличным выбором.

Типы покрышек шоссейного велосипеда

Схема шоссейных покрышек: клинчерная, бескамерная и трубчатая

Существует три типа шин для шоссейных велосипедов: клинчерные, бескамерные и трубчатые. 

Клинчерные шины

Шины для шоссейного велосипеда: все что нужно знать
Клинчерные шины используются с камерами. 

Клинчеры являются наиболее распространенным типом шин для шоссейных велосипедов. Они имеют открытый корпус, в котором находится камера, а вся конструкция удерживается на ободе благодаря специальным зацепам.

Основное преимущество клинчеров заключается в том, что они упрощают ремонт прокола, потому что все, что вам нужно сделать, чтобы добраться до проколотой камеры, это освободить одну боковину покрышки и достать повреждённую камеру.

Клинчеры бывают двух видов: складные и нескладные. Разница заключается в материале, из которого изготовлен корд (часть, которая крепится к ободу).

В складных клинчерах обычно используется кевлар, прочный материал, который, как следует из названия, позволяет складывать шины. В нескладных клинчерах используется корд из стальной проволоки, и его нельзя сложить.

Складные клинчеры дороже, но они также легче и их удобнее устанавливать на обода. Клинчерные покрышки, как правило, имеют более низкий уровень сопротивления качению.

Бескамерные шины

Шины для шоссейного велосипеда: все что нужно знать
В бескамерных шинах герметик используется для герметизации небольших порезов до того, как они превратятся в проколы.

Бескамерные шины какое-то время были популярны только в мире маунтинбайка, а теперь они ворвались и в шоссейный велоспорт.

Как следует из названия, в бескамерных шинах не используется камера. Они очень похожи на стандартные клинчеры, за исключением того, что шина и обод плотно соединяются вместе и конструкция становится воздухонепроницаемой.

Однако такой герметичности нельзя добиться на ободах и покрышках предыдущего поколения. Для бескамерной установки требуются не только специальные бескамерные шины (которые имеют специальный устойчивый к растяжению борт шины) и обода, но также специальный клапан, жидкий бескамерный герметик и специальная ободная лента.

Главная идея бескамерной установки состоит в том, что удаление камеры из конструкции снижает вес колеса, уменьшает сопротивление качению, позволяет ездить с более низким давлением, не опасаясь змеиных укусов. Бескамерная резина в целом способствует более комфортной езде и обеспечивает лучшее сцепление с поверхностью.

Бескамерная технология особенно актуальна при езде по бездорожью на деликатных гоночных шинах, таких как Schwalbe Pro One TT и Vittoria Corsa Speed, в которых используется тонкий каркас и отсутствуют полосы для защиты от проколов и снижения сопротивления качению до абсолютного минимума.

Если проколотое отверстие не может быть заклеено одним герметиком (например, потому что оно слишком большое), у вас есть опция – установить обычную камеру и продолжить движение. Также сегодня на рынке присутствует большое количество ремкомплектов для бескамерных покрышек.

Следует понимать, что бескамерные шины — это не панацея. Чтобы быть герметичными и хорошо удерживать воздух, производителям приходится делать каркас шины толще и тяжелее, чем на стандартной клинчерной шине, это может ухудшить ощущение езды и увеличить сопротивление качению.

Бескамерные покрышки сложнее установить. Иногда вам может понадобиться воздушный компрессор или специальный бустерный насос для правильной посадки шины на обод.

Тем не менее, большая часть велосипедной индустрии, особенно производители колес и шин, убеждены, что будущее шоссейного велоспорта за бескамерными моделями. На самом деле, в наши дни довольно необычно видеть новую шину или колесную пару, несовместимую с бескамерными моделями.

Некоторые бренды, выпускающие колеса, начинают выпускать шоссейные обода без зацепов. Это означает, что совместимость ограничена только бескамерными шинами. Стандартные клинчерные шины (которые имеют гораздо более эластичные борта) требуют зацепы на ободах, которые предотвращают срывание покрышки с обода при накачивании.

Трубчатые шины (шоссейные трубки)

Шины для шоссейного велосипеда: все что нужно знать
В трубчатых шинах внутренняя камера вшивается непосредственно в шину, а затем приклеивается к трубчатому ободу.

Исторически сложилось так, что профессиональные гонщики использовали для гонок трубчатые шины, но с ростом популярности бескамерных ситуация начинает меняться.

Теперь, когда бескамерные технологии продолжают набирать популярность как в профессиональном пелотоне, так и среди любителей, можно предположить, что шоссейные трубки скоро уйдут в небытие.

Тем не менее, нам все же стоит вспомнить о потенциальных преимуществах и недостатках шоссейных трубках для велосипеда.

Каркас трубки сшит вокруг камеры, так что пара приобретает трубчатую форму — отсюда и название.

Затем шину необходимо приклеить к ободу, специально предназначенному для трубчатых шин.

В отличие от ободов, предназначенных для клинчеров, у трубчатых ободов нет бортовых зацепов внутри боковин, чтобы покрышка могла зацепиться за них. Трубки удерживаются на ободе за счет давления в камере и клея.

Некоторые гонщики до сих пор отдают предпочтение трубчатыми шинами, утверждая, что только они обеспечивают чувство превосходства при управлении велосипедом. Во многом это можно объяснить тем, что до недавнего времени многие производители шин выпускали свои самые быстрые шины только в виде шоссейных трубок.

Трубчатые шины также, как правило, имеют более высокое сопротивление качению, чем эквивалентный клинчер, из-за потерь на трение в клее.

Но большое ощутимое преимущество трубчатых систем для шоссе заключается в том, что эквивалентные трубчатые обода можно сделать намного легче, чем клинчерные или бескамерные обода. Это делает их чрезвычайно популярными среди гонщиков, которые борются за лишние граммы, особенно в гонках с большим числом затяжных подъемов.

Шины для шоссейного велосипеда: все что нужно знать
Наличие профессионального механика, который приклеит ваши шины к ободам, значительно упрощает использование трубчатых систем. 

Второе, более скрытое преимущество заключается в том, что на трубчатых шинах можно ездить даже после прокола. Это связано с тем, что они не отделяются от обода, в отличие от клинчеров, а это означает, что гонщик может продолжать кататься до тех пор, пока не будет заменено проколотое колесо.

Также говорят, что трубки более устойчивы к змеиным укусам, когда камера защемляется между ободом и шиной, что обычно происходит в результате столкновения с препятствием с острыми краями, например выбоиной. Однако это, вероятно, больше связано с использованием более высокого давления в камере, чем с конструкцией.

Недостатки трубчатых шин, заключаются необходимости приклеивания шин к ободу что делает их установку трудоемкой (хотя трубчатая лента, возможно, облегчает эту проблему). Устранение прокола для такой конструкции требует очень много времени.

Приклеить трубку тоже не проблема. Это требует внимания к деталям и большого терпения, потому что плохая работа может привести к тому, что шина слетит с обода, что может привести к опасной аварии.

Сопротивление качению, накат покрышек

Как уже отмечалось в начале этой статьи, факторов, определяющих сопротивление качению шины, очень много. Давайте рассмотрим этот вопрос более подробно.

Конструкция шин

Шины для шоссейного велосипеда: все что нужно знать
Шины с легким каркасом катятся быстрее, но платой за скорость является слабая защита от проколов.

Шины с более тонким протектором и каркасом с высоким TPI, как правило, более эластичны а, следовательно, требуют меньше энергии для деформации. Это, в свою очередь означает, что меньше энергии теряется на гистерезис покрышки (ее деформацию), что снижает сопротивление качению.

Состав резиновой смеси — компаунд, используемой в протекторе шины, также имеет большое значение. Такие добавки, как диоксид кремния или графен, используются для уменьшения потерь на трение и гистерезиса, но каждый производитель тщательно следит за своим точным рецептом и держит его в секрете.

Увеличение толщины резинового протектора или добавление полос или слоев для защиты от проколов также может повлиять на сопротивление качению за счет увеличения количества энергии, необходимой для деформации шины.

Самые быстрые шины сочетают в себе гибкий каркас, тонкие протекторы и резиновые смеси с низким коэффициентом трения. Недостатками этих шин обычно являются низкая защита от проколов и быстрый износ.

Шины с более толстым протектором на более жестком каркасе будут медленнее, но, как правило, вы также получите лучшую защиту от проколов и долгий срок службы.

По этой причине многие гонщики переходят на такие шины, как Continental Gatorskin или SchwalbeDurano зимой, когда повышенное сопротивление качению беспокоит меньше, чем перспектива чинить проколы на холоде.

Есть еще одно избитое клише, что нет ничего медленнее чем прокол. Поэтому шины для гонок на время вряд ли будут лучшим выбором для тренировок, дальних поездок или поездок на работу. Выбирайте шины с правильным балансом характеристик для ваших личных потребностей и средой эксплуатации.

Ширина шины

Шины для шоссейного велосипеда: все что нужно знать
Шины для шоссейных велосипедов становятся шире.

Главное, что вам нужно знать, это то, что для большинства людей более широкие шины, как правило, быстрее и удобнее.

Это связано с тем, что при одинаковом давлении более широкие шины имеют более короткое пятно контакта с дорогой, чем узкие шины, и это уменьшает деформацию шины, что снижает сопротивление качению.

Конечно, в реальном мире мы склонны эксплуатировать более широкие шины на более низком давлении, чем узкие. Это фактически может свести на нет их преимущество в сопротивлении качению. Однако, при этом вы получаете повышенный комфорт и хорошее сцепление, что имеет решающее значение при езде по неидеальному дорожному полотну.

Единственным недостатком является то, что более широкие шины немного увеличивают вес и аэродинамическое сопротивление, а это означает, что им требуется немного больше энергии для ускорений и движения против набегающего потока воздуха (можно почувствовать при скоростях 40+). Однако преимущества более широких шин перевешивают эти незначительные потери в скорости, учитывая, что не каждый способен ездить на таких высоких скоростях.

Давление в шинах

Шины для шоссейного велосипеда: все что нужно знать
Правильный подбор давления в шинах может улучшить скорость, сцепление, комфорт и защитить покрышку от проколов. 

На идеально гладкой поверхности, такой как велотрек, более высокое давление означает меньшую деформацию шины а, следовательно, более низкое сопротивление качению.

Как хорошо известно большинству людей, в реальном мире дороги, по которым мы ездим, не идеально гладкие. На самом деле, если вы посмотрите очень внимательно, даже самая гладкая дорога полна маленьких ям и неровностей.

Из-за этого шины, работающие при слишком высоком давлении, имеют тенденцию подпрыгивать над поверхностью дороги. Это может показаться не очевидным, но это замедляет вас, потому что энергия, которую вы передаете на педали, не способствует движению велосипеда вперед, когда шина теряет контакт с землей.

Снижение давления в шинах позволяет шине действовать как система подвески, удерживая резину в контакте с дорогой больше времени, сохраняя при этом энергию.

Правильным давлением в шинах является компромисс между высоким значением при котором деформация шины будет минимальной, и низким, чтобы покрышка эффективно поглощала вибрации и сохраняла контакт с поверхностью.

К сожалению, не существует универсального правила для поиска оптимального давления, ведь его величина зависит от множества факторов, таких как, тип местности, по которой вы катаетесь, размер ободов и шин, которые вы используете, а также ваш личный вес.

Лучший совет, который мы можем дать — это следовать рекомендациям производителя, экспериментировать с различными давлениями. Лучше начинать экспериментировать с более низкого давления, таким образом, вы, по крайней мере, будете чувствовать себя более комфортно и иметь лучшее сцепление с поверхностью.

О том до какого давления накачивать ваши покрышки читайте здесь

Велосипедная камера 

Шины для шоссейного велосипеда: все что нужно знать
Даже тип камеры, которую вы используете, будет иметь небольшое, но измеримое влияние на сопротивление качению.

Камера в клинчерной или трубчатой ​​системе также являются источником некоторых потерь на трение и гистерезиса.

Более тонкие и легкие камеры, как правило, меньше влияют на сопротивление качению, потому что в них меньше деформируемого материала, а значит, они более гибкие.

Латексные камеры обеспечивают меньшее сопротивление качению, так как латекс более податлив, чем бутил, и требует меньше энергии для деформации. Однако латексные камеры более дорогие.

Шины для шоссейного велосипеда: все что нужно знать
Использование внутренней камеры из латекса может помочь снизить сопротивление качению.

Бескамерные системы обеспечивают пониженное сопротивление качению за счет полного отказа от внутренней камеры.

Но здесь не так все просто и однозначно, нельзя просто заявить: «следовательно, бескамерные шины быстрее». В бескамерные покрышки обычно добавляют больше материала, чтобы сделать их стенки воздухонепроницаемыми. Утолщение каркаса ведет к увеличению сопротивление качению по сравнению с эквивалентным клинчером.

Было экспериментально доказано, что количество герметика, добавляемого в систему бескамерных шин, также влияет на сопротивление качению. Добавление большего количества герметика, чем это необходимо, увеличивает сопротивление качению. Поэтому мы всегда рекомендуем следовать инструкциям производителя и добавлять строго необходимое количество герметика.

Конструкция шины

Компоненты покрышки велосипеда
  • Корд: Это то, что удерживает клинчерные и бескамерные шины на ободе колеса. Давление воздуха внутри шины выталкивает борта наружу, заставляя их зацепляться за обод. Колеса с ободами без зацепов требуют использования шины со специальным бортом для бескамерных шин, потому что борта стандартных клинчерных шин могут растягиваться при накачивании, что может привести к потенциально опасному разрыву.
  • Каркас: это тканный материал, «сотканный» вокруг корда, который образует основную часть шины. В то время как в подавляющем большинстве используется нейлоновая ткань, в шинах более высокого класса может использоваться хлопок или даже шелк. Каркас оказывает большое влияние на ходовые качества покрышки в зависимости от количества витков нитей. Отношение числа нитей каркаса шины на единицу площади называют плотностью каркаса и обозначают символами TPI.  Шины с низким TPI будут иметь более толстую нить, что вызывает большее сопротивление качению, но делает шину более устойчивой к проколам. Между тем, в шинах с высоким TPI используется более тонкая нить для меньшего сопротивления качению и меньшего веса, но они более подвержены проколам.
  • Боковина: резина наносится на боковую часть корпуса между протектором и бортом, образуя боковину. Каждая шина будет иметь различную резиновую смесь и толщину в зависимости от ее предполагаемого назначения.
  • Подпротекторный слой: некоторые шины имеют подпротекторный слой для защиты от проколов. Более дешевые шины могут иметь просто дополнительный слой резины под протектором, в то время как шины более высокого ценового диапазона будут иметь специально разработанные тканевые полоски. У них есть неприятный побочный эффект в виде увеличения сопротивления качению, поэтому их часто не используют в шинах, разработанных специально для гонок.
  • Протектор: это участок покрышки, который непосредственно соприкасается с дорогой. Он толще боковой стенки и иногда имеет трехмерный рисунок. Рисунок протектора является горячо обсуждаемым вопросом, и многие утверждают, что шины для шоссейных велосипедов не нуждаются в протекторе. Недавние испытания показали, что рисунок протектора может влиять и на аэродинамические характеристики шин. Резиновые смеси, используемые для различных покрышек, являются строго охраняемым секретом. Как правило, более мягкие составы обеспечивают превосходное сцепление, но быстро изнашиваются, в то время как более твердые компаунды выдерживают большие нагрузки, но не обладают таким же сцеплением.

Как часто нужно менять шины велосипеда?

Шины для шоссейного велосипеда: все что нужно знать

Некоторые шины имеют индикаторы износа, которые исчезают в течение срока службы шины. Как только они уходят, пришло время заменить шину.

Не существует жесткого и быстрого правила для принятия решения о замене шины.

У некоторых есть индикаторы износа — обычно точка или канавка на протекторе, которые изнашиваются в течение срока службы шины. В большинстве случаев эти индикаторы дают довольно хорошее представление о том, сколько времени осталось у ваших шин.

Для шин, на которых нет этих маркеров, следите за порезами на протекторе и боковинах, а также формой протектора в середине шины.

Если порезы и дефекты настолько глубоки, что вы можете видеть ткань каркаса под ними, или вы постоянно страдаете от проколов, пришло время поменять покрышку.

Игорь Каверин
Оцените автора