Обзор и опыт эксплуатации гравийного велосипеда Cannondale Topstone

Покупка нового велосипеда всегда запоминающиеся событие, а эмоции от первой поездки способны кардинально изменить вашу повседневную жизнь.

В этой статье я хочу рассказать о своем опыте эксплуатации первого гравийного велосипеда Cannondale Topstone, его очевидных плюсах и неочевидных минусах.

Выбор первого гравийного велосипеда

Задумываться о покупке нового велосипеда шоссейной геометрии с рулем — бараном я начал давно. Изначально я катался на горном велосипеде Cube Attention, который и вывел меня в гравийную стезю и позволил четко сформулировать требования к новому велосипеду.

Продолжительное время я жил и работал в Швеции, где быстро втянулся в велосипедную жизнь и стал заядлым велосипедистом.

Разветвленная сеть велосипедных дорог и веломагистралей, культура вождения и девственная природа все это вместе создаёт истинный рай для велосипедистов.

Таким образом основная среда моего велообитания в Швеции состояла из нескончаемых асфальтовых дорог и бескрайних лесных укатанных тропинок. В этих условиях кататься на МТВ совсем неэффективно и бессмысленно, так как вилка спереди или еще хуже двухподвес превращаются в атавизм, который беспощадно крадет твою энергию, да и лишний вес, про который ты постоянно вспоминаешь, вкручивая в очередной подъем.

В Швеции есть много даунхильных трасс и подготовленных трейлов куда любители MTB дисциплин съезжаются с «заряженными» двухподвесами на крышах своих Volvo. В обычной жизни большая часть населения катается либо на топовых шоссейных велосипедах, либо на убитых гибридах, которые они используют для поездок на работу, учебу — одним словом для комьютинга.

Взвесив все за и против я решил продать свой Cube и принялся выбирать гревел с таким прицелом, чтобы в последствии собрать два вилсета: для шоссе и грунта, тем самым максимально использовать универсальность гравийного велосипеда.

Основными моими требованиями при выборе гравийного велосипеда были:

  • гидравлические тормоза;
  • эстетичный внешний вид, который подразумевает внутреннюю проводку тросов и гидролиний;
  • умеренный вес (меньше 10 кг);
  • карбоновая вилка;
  • цена. На тот период я был не готов отдать за велосипед больше 2000 евро.

Фактически мой выбор был ограничен следующими моделями: 

  • Specialized Diverge E5  (на алюминиевой раме);
  • SCOTT Speedster Gravel;
  • Canyon Grail;
  • Cannonale Topstone.

Честно говоря, я очень хотел купить карбоновый Specialized Diverge comp (я и сейчас на него засматриваюсь, будь он неладен!). Однако, тогда он был несопоставим с моим бюджетом.

Обзор и опыт эксплуатации гравийного велосипеда Cannondale Topstone
Specialized Diverge comp

В итоге мои муки выбора продолжались совсем недолго, так как в одном из веломагазинов случилась грандиозная распродажа и мне сделали предложение, от которого я не смог отказаться. Так я купил Cannondale Topstone.

Cannondale Topstone Apex 1

Cannondale Topstone
Cannondale Topstone Apex 1

Свой Topstone Apex1 я приобрел весной 2019 года в Стокгольме в специализированном велосипедном магазине с очень хорошей скидкой. Фактически это была первая генерация гравийного велосипеда этой марки, которая вышла в серийное производство. Тогда модельный ряд Cannondale Topstone состоял из трех моделей на различных групсетах, в разных цветах:

  • голубой цвет — Topstone Apex 1, рекомендованная цена 2100$
  • черный цвет — Topstone 105 (на 105 трансмиссии), рекомендованная цена 1750$
  • зеленый цвет — Topstone Sora, рекомендованная цена 1050$

Следует отметить, что первые гравийники этого бренда собирались исключительно на алюминиевых рамах с карбоновыми вилками, так что в этом смысле выбор был ограничен.

Мой Cannondale при покупке имел следующую спецификацию:

КареткаSRAM GXP
ТормозаSRAM Apex 1 hydraulic disc, 160mm Centreline rotors
КассетаSRAM PG-1130 Apex 11-42
ЦепьSRAM PC 1110
СистемаSRAM Apex with 40t X-Sync ring
ВилкаTopstone Disc full carbon
Материал рамыTopstone SmartForm C2 alloy
ПокрышкиWTB Nano TCS 40mm
РульCannondale C3 butted 6061 alloy, 16-degree flare
Задний переключательSRAM Apex 1
СедлоFabric Scoop Radius Sport
ПереключателиSRAM Apex 1
Вес в кг10.26

В странах загнивающего капитализма таких как Швеция при покупке велосипеда в специализированном веломагазине вы получаете: пожизненное бесплатное обслуживание, бесплатную настройку посадки и разумеется гарантию.

Бесплатное обслуживание означает, что вы два раза в сезон, совершенно бесплатно отвозите своего железного коня в магазин, где профессиональные механики проводят полное ТО. В случае необходимости замены расходников, вам конечно, придется их приобрести за свои деньги. Такой социализм распространяется только на первого хозяина велосипеда. Если вы свой велосипед в последствии продадите другу, бесплатное ТО сгорает.

Ладно, постараюсь больше не отвлекаться от темы. После покупки своего Cannondale специалисты мне настроили правильную посадку. Сначала они измерили длину моих ног, проверили гибкость, работу моих суставов. Подключили велосипед к своему станку и я долго крутил педали… По результатам этих испытаний, вежливый швед выставил высоту седла, нашел его правльное смещение относительно кареточного узла, заменил вынос руля на более длинный, выставил правильное положение шипов на велотуфлях. Одним словом, все по феншую.

В итоге я получил комфортную посадку, ничего не болит, не мешает, все органично и удобно. Правильные настройки позволяют наматывать сотни километров и получать только удовольствие по сей день.

Опыт эксплуатации

В числе первых улучшений, которые я предпринял для своего Topstone это избавился от дропера седла. До сих пор не могу понять зачем производитель решил поставить на гравийный велосипед этот механизм. Таким образом мне удалось сбросить лишние 350 грамм.

Следующим шагом я купил себе покрышки Continental Grand Prix 4-Season шириной 32 мм. Это действительно великолепная резина, легкая (весит 320 грамм в размере 32 мм), с прекрасным накатом, низким сопротивлением качению и хорошей защитой от проколов.

Проехав на этих покрышках более 4000 км я прокололся всего лишь один раз! Очень важно правильно подобрать давление в шинах, чтобы найти золотую середину между комфортом и производительностью.

В ходе очередного (бесплатного) ТО при выправлении небольшой восьмерки заднего колеса шведские механики обнаружили заводской брак обода. В районе ниппеля спицы появилась небольшая трещина. В итоге, магазин связался с производителем велосипеда, описал проблему и через какие-то две недели новый обод с завода прибыл в магазин, где механики по гарантии переспицевали мне заднее колесо.

Пару слов про обода. С завода на моем Topstone шли колеса WTB  ST i23 с покрышками WTB Nano на сквозных осях и насыпных подшипниках. Этот вилсет нельзя назвать легким, однако обода довольно прочные и как мне кажется неубиваемые. Если бы не описанный выше гарантийный случай (хотя мне может просто не повезло) я мог бы всем советовать этот комплект колес в качестве бюджетного решения на каждый день.

Обзор и опыт эксплуатации гравийного велосипеда Cannondale Topstone
Обода WTB ST i23 и WTB Nano покрышки шириной 40mm
 

Следующим апгрейдом моего велосипеда стала покупка вилсета DT-Swiss, который я по сей день использую для езды по асфальту в паре с резиной Continental 4 season. По моему мнению это прекрасные колеса за умеренные деньги. Вилсет собран на промышленных подшипниках весит 1600 грамм, что совсем неплохо для алюминия. Этот легкий комплект колес с высотой обода 32 мм, прочными спицами и точной и надежной втулкой Ratchet 350 с 18 точками зацепа.

Обзор и опыт эксплуатации гравийного велосипеда Cannondale Topstone
Комплект колес DT-SWISS ER 1600 SPLINE

Таким образом, у меня на сегодняшний момент два вилсета для шоссе и грунта. Вилсет для грунта собран на ободах WTB (о которых я писал выше) с 42 мм покрышками Resolute 42.

Для удобства использования и быстрого монтажа я приобрел пару новых оригинальных тормозных дисков с системой крепления Centerlock и заднюю кассету. Теперь замена колес у меня занимает считанные минуты и мой Topstone готов к приключениям.

За все время эксплуатации Topstone показал себя исключительно с положительной стороны, каких-либо серьезных проблем не отмечено. Разумеется за велосипедом как и за любой техникой необходимо следить, проверять все узлы, менять расходники. На пробеге около 3000 км мне пришлось заменить один из промподшипников каретки, так как в процессе инспекции было обнаружены следы коррозии, правый подшипник плохо вращался. Скорее всего, я залил его в процессе мойки.

Конструкция каретки Sram GXP отличается простотой обслуживания, но для ее разборки необходим специальный ключ, подшипники легко меняются. У меня это не вызвало никаких затруднений.

Других проблем с велосипедом вспомнить не могу.

После удаления дропера седла, установки легких колес DT-Swiss и легкой резины, вес велосипеда с педалями составляет 9 кг 300 грамм.

От себя могу добавить следующее. Я не ставил себе задачу по максимальному уменьшению веса велосипеда. При желании здесь есть над чем работать, компоненты дают широкое поле для маневров: можно заменить педали, подседельный штырь, седло, систему. Мне кажется, что если постараться, можно выйти на 8+ кг. Но это уже совсем другая история.

Я считаю, что гравийный велосипед это не про вес, а больше про его геометрию, зазоры рамы для установки широких покрышек и вообще это довольно универсальный аппарат, где его масса не так критична как для классического шоссера.

Бескамерная резина на Cannondale Topstone Apex 1

Обзор и опыт эксплуатации гравийного велосипеда Cannondale Topstone

В этом разделе хотел поделиться своим опытом использования бескамерной установки покрышек на гравийном велосипеде. Изначально, когда я купил свой Cannonadale Topstone он был оснащен 40 мм покрышками WTB Nano, как я уже писал выше. В магазине по моей просьбе мне установили резину бескамерно.

При езде на бескамерке бесспорно ощущаешь все ее плюсы:
  • Абсолютный комфорт, езда на пониженном давлении.
  • Эффективное гашение всех дорожных неровностей.
  • Меньшее сопротивление качению.
  • Общий вес колеса уменьшается.
  • Прекрасная защита от проколов и порезов.

Перечисляя все эти плюсы может создаться впечатление, что бескамерная резина состоит только из одних преимуществ, но это не так, во всяком случае для меня.

Переходим к минусам:
  • Мои колеса и покрышки, которые кстати были маркированы как Tubless Ready постоянно травили воздух через тонкую боковую стенку WTB. Причем бывало, что неделю катаешься без каких-либо проблем и подкачки, а потом за одну ночь они могли спуститься в ноль. Таким образом любой выезд был как лотерея, мне приходилось постоянно следить за давлением и регулярно их подкачивать.
  • Второй момент: после зимнего сезона, когда я не катаюсь, весь герметик засыхал и соответственно весной необходимо его подливать. Может это был мой фетиш, но я не мог просто взять и долить герметик в колеса, мне приходилось сначала вычищать из покрышки засохшие остатки старого герметика (кто в курсе задачка не из приятных). Таким образом, приходилось часами сидеть и выковыривать это хозяйство из шин.

Взвесив все за и против в один прекрасный день я плюнул и вновь вставил камеру!

Через некоторый период времени я купил себе новые покрышки WTB Resolute 42 mm и в очередной раз решил попробовать бескамерную установку… И что вы думаете? У меня опять начались все круги ада с постоянной подкачкой и т.д. После чего я окончательно и бесповоротно отказался от этой технологии!

Для себя я сделал следующее заключение. Да, использование бескамерных покрышек бесспорно открывает множество преимуществ, описанных выше. Бескамерка просто обязательна, если вы участвуете в соревнованиях. Еще лучше, когда на вас работает целая команда механиков, которые все хлопоты с монтажом и обслуживанием ваших колес возьмут на себя.

Лично мне проще один раз накачать свои колеса, взять в дорогу запасную камеру с насосом и просто получать кайф от поездки.

Преимущества и недостатки Cannondale Topstone

Сильные стороны Cannondale Topstone

Начнем с достоинств Cannondale Topstone

Первое чувство, которое охватывает тебя после перехода с MTB на гревел – это легкость. Велосипед кажется чрезвычайно шустрым, он легко набирает скорость, ощущается эффективность жесткой рамы и отсутствие амортизационной вилки спереди. Достаточно лишь пару раз крутнуть педали, и каждый ватт твоей затраченной мощности уходит в поступательное движение, а велосипед уже летит на скорости 30 км/ч.

Удобный руль-баран дарит новые ощущения от управления велосипедом. После перехода от MTB несколько дней прибываешь в эйфории. Очень много новых хватов, удобно взбираться в горку держась за пистолеты, также можно устремиться вниз с горы, приняв аэродинамическую посадку на дропах. Класс!

У этой модели Cannondale стоят хорошие и эффективные гидравлические тормоза, развивающие достаточную тормозную силу, которая позволяет уверенно себя чувствовать на затяжных спусках, либо когда просто необходимо быстро и безопасно остановиться.

Обзор и опыт эксплуатации гравийного велосипеда Cannondale Topstone
Тормоза SRAM Apex 1

Передняя карбоновая вилка прекрасно выполняет свою функцию по гашению мелких неровностей дороги, создавая комфортные условия для райдера.

Обзор и опыт эксплуатации гравийного велосипеда Cannondale Topstone

Cannondale с давних пор славится своим подходом к изготовлению алюминиевых рам. Мой Topstone не стал исключением. Байк собран на базе легкой, но очень прочной алюминиевой рамы SmartForm C2 с коническим рулевым стаканом, внутренней проводкой тросов, креплением дискового тормоза Flat Mount, а также с дропаутами под ось 12х142 мм.

Обзор и опыт эксплуатации гравийного велосипеда Cannondale Topstone
Конический рулевой стакан Cannondale Topstone Apex1

Рама имеет точную геометрию изготовления с минимальными допусками. Это в значительной степени облегчает любую задачу связанную с техническим обслуживанием велосипеда, будь это настройка тормозов (регулировка положения калиперов), либо индексирование передач заднего переключателя. Здесь все просто, один раз настроил и забыл. При езде ничего не трещит, не хрустит и не раздражает.

Передняя вилка и расстояние между задними перьями имеют неплохие зазоры, которые позволяют без проблем установить покрышки шириной 42 см. Если есть потребность в более широких шинах, тогда следует переходить на покрышки с диаметром 650b.

Рама обладает хорошей торсионной жесткостью, это ощущается, когда встаешь на педали и начинаешь вкручивать в гору, деформации в районе кареточного узла минимальны (во всяком случае по ощущениям).

Конструкция задних перьев имеет сложный овальный профиль, что способствует эффективному гашению вибраций, идущих от дорожного полотна.

Пару слов про трансмиссию. В этой модификации Cannondale Topstone стоит трансмиссия с одной звездой спереди (SRAM Apex Alloy, 40T) и 11-скоростной кассетой сзади SRAM PG-1130, 11-42). Подбор передаточных отношений весьма неплох и способен перекрыть потребности большинства райдеров. Самая низкая передача получается фактически прямая: 40 зубьев спереди и 42 сзади, она позволяет штурмовать серьезные подъемы.

Обзор и опыт эксплуатации гравийного велосипеда Cannondale Topstone

Слабые стороны Cannondale Topstone

Перечислив все достоинства Cannondale Topstone Apex1 пришло время поговорить о его недостатках.

Слабые стороны Cannondale Topstone

В качестве основного минуса этого байка я бы выделил недостаточную четкость переключения передач. Хочу сразу подчеркнуть, что описываю личный опыт использования велосипеда и возможно, эта проблема характерна только для моего экземпляра, который мне достался.

Обзор и опыт эксплуатации гравийного велосипеда Cannondale Topstone

При переключениях на более маленькие звезды, иногда, происходит «залипание» переключателя.

Так, после щелчка монетки, цепь скидывается на меньшую звезду с большим запозданием, а иногда и не скидывается вовсе. В этом случае приходиться повторно переключатся сначала на пониженную передачу, а затем снова на повышенную. Складывается ощущение, что не хватает силы упругости пружины (на заднем переключателе), которая для переключения на повышенную передачу должна вытянуть тросик и тем самым отщелкнуть монетку на одну ступень.

Описанную проблему пытался решить в различных мастерских. В итоге: поменяли трос переключения скоростей вместе с рубашкой, заменили заднюю кассету, проверили соосность заднего переключателя, монетку переключения скоростей. Все эти манипуляции результата не возымели.

В конце концов я смирился с этим недостатком и приспособился к работе переключателя. Механики убедили меня, что это специфика данного типа трансмиссии и ничего здесь революционного не сделать.

Вторым недостатком Topstone Apex 1 (лично для меня) я бы снова упомянул трансмиссию. В моем сценарии использования велосипеда мне часто не хватает скорости. При езде на самой маленькой звезде, при довольно высоком каденсе скорость составляет 47 км/ч и быстрее разогнаться не получается, хотя хочется. Всему виной передняя звезда с 40 зубьями, которая прекрасно себя раскрывает на холмистых местностях где необходимы низкие передаточные соотношения, но не годится для высоких скоростей.

Обзор и опыт эксплуатации гравийного велосипеда Cannondale Topstone

Финальным недостатком, по моему мнению, в этом велосипеде стали его вес и геометрия.

Мой Topstone, как я уже писал ранее, весит около 9 кг и это совсем немало. Фактически 90% катания у меня приходится на шоссе и только 10% это поездки по лесам, когда я выбираюсь на дачу. На асфальте мне не хватает более легкого и жесткого велосипеда, так как хочется ехать быстрее.

Одним словом я пришел к выводу, что мне просто нужен классический шоссейный велосипед со своей агрессивной геометрией, максимально жесткой и эффективной карбоновой рамой.

Заключение

Cannondale Topstone Apex 1 это прекрасный гравийный велосипед, способный решать широкий диапазон задач, начиная от туристических поездок с байкпакингом до повседневных на работу.

Обзор и опыт эксплуатации гравийного велосипеда Cannondale Topstone

Велосипед имеет довольно комфортную посадку, хотя для неподготовленного райдера, который только что пересел с МТВ она может показаться слишком низкой и агрессивной.

Здесь я хотел бы сразу отметить, что переход с МТВ на гревел или шоссейник может стать для некоторых людей сложной задачей и виной всему недостаточная физическая форма и гибкость самого райдера. Не хочу никого обидеть, но если у вас пока еще имеется пивной живот и лишние килограммы я бы не советовал пересаживаться на велосипеды с шоссейной геометрией.

Шоссейная посадка это не про удобство и комфорт, а про эффективность и аэродинамику. Вы должны обладать достаточной гибкостью и выносливостью, чтобы быть способным находиться по несколько часов в седле в позе «эмбриона».

Topstone это действительно очень универсальный аппарат, который максимально сочетает в себе лучшие качества шоссейной геометрии, а также широкие покрышки горного велосипеда.

Вместе с тем не питайте завышенных иллюзий. Гравийный велосипед никогда не заменит вам МТВ, он также не станет классическим шоссером. Гревел это золотая середина и прекрасный компромисс для тех, кто не хочет или не может иметь два велосипеда одновременно.

Обзор и опыт эксплуатации гравийного велосипеда Cannondale Topstone
Игорь Каверин
Оцените автора