Гравийный велосипед — это велосипед с рулем-бараном, предназначенный для езды по самым разным поверхностям, а не только гравийным дорогам, хотя именно благодаря этим трассам и зародился гравийный велоспорт.
Лучшие гравийные велосипеды очень похожи на традиционные шоссейные велосипеды, но есть четыре ключевые особенности, которые обычно отличают их.
Покрышки гравийного велосипеда
Прежде всего, у гревелов более широкие шины. Поскольку эти велосипеды предназначены для преодоления километров грунтовых дорог, их шины значительно шире, чем шины шоссейных или дорожных велосипедов. Кроме того, в таких условиях очень важна грязевая проходимость.
Ширина шин у гравийников варьируется от 30 мм до 48 мм. Помимо колес 700c, часто встречаются колеса меньшего диаметра 650b — эти шины обладает большим объемом. Многие из лучших шин для гревелов имеют быстро катящийся центральный протектор представляющий собой непрерывную линию, или группу мелких блоков, а также боковые насечки для улучшения проходимости поворотов на смешанных поверхностях.
О том как выбрать шины для гравийного велосипеда читайте в нашей статье
Бескамерные шины также часто встречаются на гравийных велосипедах. Они позволяют ездить на более низком давлении, при этом покрышка лучше поглощает мелкие неровности, а увеличенное пятно контакта повышает проходимость на сыпучих поверхностях. В дополнении ко всему бескамерный герметик обеспечивает надежную защиту покрышки от проколов.
Геометрия гравийного велосипеда
С учетом того, что гравийные велосипеды предназначены для езды по пересеченной местности, геометрия рамы часто находится где-то между дорожными и горными велосипедами.
В дополнение к более широким шинам, геометрия гравийных велосипедов отличается стабильностью и комфортом.
Лучшие гравийные велосипеды имеют более длинную колесную базу, чем большинство дорожных велосипедов, благодаря более длинным задним перьям и меньшим углам наклона рулевого стакана.
Рулевой стакан обычно расположен достаточно высоко, что позволяет велосипедисту занять более комфортное вертикальное положение. Каретка располагаются низко, что дает велосипедисту ощущение, что он едет внутри, а не на велосипеде.
Конечным результатом этих различий в геометрии является более комфортная, уверенная и прощающая ошибки езда, по сравнению с классическим шоссейником.
Рама гравийного велосипеда
У гравийных велосипедов часто есть места для крепления сумок и различных аксессуаров на раме и вилке.
Еще одна особенность гравийных велосипедов, которой нет у дорожных, — это дополнительные точки крепления (бонки) для багажа.
Их можно использовать для байкпакинга или просто для установки третьей бутылки с водой для длительных поездок в сельской местности, где источников воды может быть мало. Аналогично, на верхней трубе часто есть крепления для сумки с перекусом.
Гравийные велосипеды также обычно имеют крепления для багажника и крыльев, поэтому они могут выполнять двойную функцию дорожных велосипедов для плохих погодных условий.
Существует новая категория гравийных велосипедов, таких как Pinarello Grevil F и Cervélo Aspero.
Здесь произврдители отказываются от своих притязаний на велобаулы и изобилие креплений. Байки имеют довольно стандартный набор креплений дорожного типа, возможно, с дополнительными креплениями для бутылок под нижней трубой. Также велосипеды отличаются более агрессивной геометрией, больше похожей на шоссейную. Здесь можно встретить аэродинамические элементы и обтекаемые профили труб.
Руль и рулевая колонка гравийного велосипеда
Развернутые рули (Flared handlebars) все чаще встречаются на гравийных велосипедах.
У гревелов обычно короче вынос (stem) и шире руль, чем у классических шоссейных велосипедов с рулем-бараном. Это повторяет геометрию горных велосипедов и позволяет велосипеду легче маневрировать на переменчивом рельефе.
Руль обычно имеет разлет наружу и одновременно расширяется от верха к низу. Это дает вам больше контроля при спуске по склонам и обеспечивает более удобное положение кистей рук. Такой руль также удобен для крепления сумки, которая не будет преграждать вам доступ к тормозным ручкам и пистолетам.
Трансмиссия гравийного велосипеда
Широкодиапазонные трансмиссии с одной звездой спереди — обычное дело для современного гравийника.
Передачи — это еще одна область, в которой гравийные велосипеды отличаются от других.
Рост популярности гравийных велосипедов, в свою очередь, сопровождался появлением специальных групсетов для гревелов. Если на ранних гравийных велосипедах могли использоваться группы для шоссейных велосипедов с компактными шатунами, то новейшие групсеты для гравийных велосипедов, включая Shimano GRX, Campagnolo Ekar и SRAM XPLR, обеспечивают более подходящий и широкий выбор передач.
Учитывая особенности местности, многие гравийные велосипеды оснащаются субкомпактными шатунами и широкодиапазонными кассетами, чтобы обеспечить такой набор передач, при котором скорость на дороге остается высокой, а нижняя передача достаточно низкой для преодоления бездорожья.
Часто используются системы с двумя звездами 48/32t. Аналогичным образом, многие гравийные велосипеды оснащаются только одной передней звездой и кассетами сверхширокого диапазона, что упрощает трансмиссию за счет отсутствия переднего переключателя.
Подвеска гравийного велосипеда
Амортизационные вилки все чаще встречаются на гравийных велосипедах.
В дополнение к широким шинам, более комфортной геометрии и широким диапазаном низких передач, многие новейшие гревелы оснащены активными или пассивными элементами подвески.
Как и в дорожных велосипедах категории endurance, эти элементы могут принимать форму тонких задних перьев, изогнутой верхней трубы или амортизационного подседельного штыря — все они предназначены для того, чтобы демпфировать неровности дороги.
Некоторые из лучших гравийных велосипедов делают еще один шаг вперед, используя амортизационные вилки с коротким ходом, такие как Lefty Oliver
или эстетически странная, но очень эффективная вилка Lauf Grit.
Мы также стали свидетелями появления гравийной вилки RockShox Rudy XPLR и Fox 32 Taper-Cast Gravel.
Сколько стоит гравийный велосипед?
Cannondale Topstone Alloy 2
Это зависит от того, что вы считаете гравийным велосипедом. Например, подержанный велосипед для циклокросса может прекрасно работать как гравийный велосипед и стоить в разы меньше, чем даже самый простой «настоящий» гравийный велосипед.
Если вы ищете кастомный гравийный / вседорожный велосипед, заплатите около 1,200 долларов США за легкосплавную раму с компонентами начального уровня.
Велосипед среднего класса от крупного бренда, скорее всего, будет стоить более 2,800 долларов США. Здесь по-прежнему преобладают алюминиевые рамы, но они имеют более современный дизайн в плане труб, геометрии, зазора для шин и точек крепления.
Потратив больше, вы начнете вступать в мир карбоновых рам с высококлассными компонентами.
Как это обычно бывает в мире велоспорта, при желании можно потратить целое состояние на велосипед.