Велосипедная кассета: что о ней нужно знать

В статье представлены сведения об устройстве велосипедной кассеты, о вариантах ее крепления и принципе действия. Дополнительно даны рекомендации по подбору подходящих кассет для шоссейных велосипедов, гревелов и шоссеров.

Что такое кассета велосипеда?

Современные велосипеды оснащены трансмиссией, которая позволяет переключать передачи исходя из характера покрытия и рельефа местности. Принцип переключения передач для большинства велосипедов реализован одинаково. Главным исполнительным элементом здесь является задний переключатель, который располагается на заднем правом пере рамы. Это устройство перемещает велосипедную цепь по рядам звездочек, на заднем колесе. При переходе цепи от одной звезды к звезде другого размера (с разным числом зубьев) происходит изменение передаточного числа передачи.  

Комплект звезд, расположенный на задней втулке колеса принято называть кассетой. Крутящий момент от педалей передается через велосипедную цепь на кассету, а затем на заднее колесо. Вследствие этой незамысловатой механики ваш велосипед приводится в движение.

Кассеты бывают различных размеров, отличаются материалами изготовления, стандартами крепления и, разумеется, ценой. Количество звезд в кассете определяет число ее скоростей и может варьироваться от 5 до 12. 

Велосипедная кассета представляет собой сложный технологичный элемент. Набор звезд следует рассматривать как единую конструкцию. Каждая звезда имеет свое особое расположение и точно отцентрирована относительно других звезд. Правильное расположение и корректное функционирование всех элементов кассеты обеспечивает точное и быстрые переключения передач. Но как всегда здесь есть свои нюансы. 

Чтобы обеспечить перемещение велосипедной цепи по кассете более плавным, а зацепление – надежным, производители предают некоторые зубья звездочек особую форму.

Велосипедная кассета: что о ней нужно знать

Специальная форма зубьев кассеты Shimano HYPERGLIDE+

Компании стремятся использовать самые передовые технологии при проектировании и производстве кассет, все это направлено на достижение лучших эксплуатационных качеств трансмиссии. Компания Shimano, например, запатентовала технологию Hyperglide, которая предусматривает использование зубьев звезд с особым профилем и специальной проточки, что на практике увеличивает точность и скорость переключения передач.

Другие крупные производители, например, Campagnolo и Sram, используют похожие решения в своем исполнении, которые также направлены на улучшение качества переключений. 

Следует отметить, что в процессе эксплуатации велосипедная кассета неизбежно изнашивается, так как постоянно находится во взаимодействии с цепью. Когда возникает необходимость замены кассеты, деталь нужно снимать целиком. Возможность выборочного ремонта изношенных звезд отсутствует.

Чем отличается кассета велосипеда от трещотки?

Велосипедная кассета: что о ней нужно знать

На первый взгляд кассета и трещотка выгладят одинаково, однако конструктивно они сильно отличаются. За последние несколько десятилетий кассета пришла на смену традиционной трещотке, которая крепилась на заднюю втулку с резьбой.

Современная конструкция задней втулки велосипеда, на которую крепится кассета получила название Фрихаб. Втулка нового типа работает настолько хорошо, что заменила традиционную трещотку и стала новым стандартом для современных велосипедов. Одно из основных отличий между кассетой и трещоткой заключается в расположении механизма свободного хода (обгонной муфты).

В современных кассетах нет механизма свободного хода, он встроен в корпус задней втулки и называется фрихаб. Такая компоновка позволяет заменять только кассету (в случае ее износа), а не храповой механизм. 

В трещотке механизм свободного хода встроен непосредственно в звезды и все конструкция представляет единое целое. Поэтому в случае износа звезд необходимо менять муфту свободного хода (трещотку) и сами звезды.

Кассета и трещотка отличаются по способу крепления к втулке колеса. Трещотка крепится к втулке заднего колеса по средствам резьбового соединения. Кассета удерживается на корпусе фрихаба с помощью специальных шлицов. 

Количество скоростей и диапазон кассеты

Велосипедная кассета: что о ней нужно знать

Количество звезд в кассете определяет количество скоростей. Как правило, чем больше скоростей в кассете тем она более технологична и дороже.

При замене элементов трансмиссии, в том числе кассеты, необходимо учитывать, что все ее элементы спроектированы на конкретное число скоростей – двенадцатискоростная кассета не будет работать в паре с девятискоростной велосипедной цепью. 

Количество зубьев на звездах является главной характеристикой кассеты. Этот параметр следует учитывать при комбинировании кассеты с другими компонентами групсета. Звезды в кассете кассете располагается в порядке увеличения числа зубьев: сначала идет самая маленькая звезда, затем больше, и так до самой большой звезды. 

Каждая велосипедная кассета имеет такой важный параметр как диапазон. Sram предлагает решения со значением диапазона в 520 % для звезд с количеством зубьев от 10 до 52. 

Расчет прост, самая маленькая звездочка имеет 10 зубьев, сама большая – 52. Разница – 520 %. Это и есть диапазон кассеты. 

Чем выше диапазон кассеты, тем проще велосипедисту подобрать оптимальную передачу для езды по пересеченной местности, будь это крутой подъем или спуск.

Кассеты для шоссейных велосипедов 

Велосипедная кассета: что о ней нужно знать

За последние годы наметился ярко выраженный тренд на увеличение размера кассет и диапазона скоростей. Раньше шоссейная кассета с набором звезд 11-28 считалась большой, в то время как сегодня эта самая маленькая кассета в линейке большинства производителей шоссейных трансмиссий. 

Тенденция увеличения самой большой звезды в кассете обусловлено технологическим прогрессом. Теперь, когда производители освоили технологию производства звезд меньшей толщины, появилась возможность уместить в стандартные габариты привычной кассеты большее количество звезд. Вследствие этого стали появляться кассеты на 11, 12 и даже 13 звезд. Широкий диапазон передаточных отношений позволяет в кассете использовать и очень маленькую звезду и звезду больших размеров, при этом, изменение передаточного отношения от звезды к звезде, не будет иметь значительных скачков.

Раньше в кассетах на 8 или 9 скоростей скачки в передаточных отношениях были значительными, что делало непростой задачей выбор подходящей передачи. На каждом этапе велогонок приходилось использовать разные кассеты: для спусков одни, для горных этапов другие. Увеличение количества скоростей кассет и расширение их диапазона позволяет теперь использовать одну кассету для разных этапов гонки.

Современные кассеты с широким диапазоном позволяют подбирать необходимое передаточное отношение для поддержания оптимального каденса, что благоприятно сказывается на здоровье коленных суставов велосипедистов.

Велосипедная кассета: что о ней нужно знать

Для того чтобы сгладить скачки в передаточных числах трансмиссии производители групсетов меняют число зубьев на меленьких звездах кассет.

Группа Shimano R9200 представлена кассетами: 11–28, 11–30. В арсенале двенадцатискоростных трансмиссий Campagnolo есть кассета 11–29. Можно также найти кассеты с соотношениями 11–32, 11–34 и не только.

Компания Sram предложила новые решения для шоссейных велосипедов. Интересны группы с двенадцатью скоростями eTap AXS, которые изменили представление о привычных передаточных числах. Шоссейные кассеты, выпускаемые компанией, имеют малые звезды с количеством зубьев от 10 зубьев. 

Sram поэтапно меняла размеры меленьких звезд и постепенно совершенствовала производственный процесс. Сегодня компания предлагает на выбор покупателей кассеты: 10–26 (Red), 10–28 (Red и Force), 10–36 (Rival и Force). 

Кассеты для горных велосипедов 

Велосипедная кассета: что о ней нужно знать

Менялись размеры кассет и для горных велосипедов. Обусловлено это практикой перехода на трансмиссии с одной звездой спереди, что продиктовано потребностью в низких передаточных числах для преодоления крутых подъемов. 

Выбор кассет для горных велосипедов ограничен. Shimano, например, предлагает всего 2 типовых размера для линейки с двенадцатью скоростями: 10–45 и 10–51.  

Компания Sram предлагает, также 2 варианта кассет в линейке Eagle. Это 10–50 и 10–52. Использование последнего варианта требует совместимости с подходящим задним переключателем. Дело в том, что лапка в механическом варианте предшествующего поколения несколько короче. 

Велосипедисты, использующие группы начального уровня Eagle, могут выбрать кассету 11–50. Эта кассета может быть установлена на стандартный фрихаб Shimano HG. 

Кассеты для гравийных велосипедов 

Велосипедная кассета: что о ней нужно знать

Гравийные велосипеды целесообразнее всего рассматривать в качестве усредненного варианта, вобравшего в себя характеристики и признаки шоссейных и горных байков. По этой причине на оба вида велосипедов устанавливались одинаковые кассеты. Однако, в последние годы производители выпустили на рынок кассеты спроектированные для гравийных велосипедов. 

Группы eTap от Sram созданы непосредственно для грэвелов. Сегодня доступна конфигурация 10–44 (AXS XPLR). Использование такой кассеты также требует совместимого заднего переключателя. 

Campagnolo единственный производитель, выпускающий решения, полностью адаптированные к гравийным велосипедам. Примечательна кассета Ekar, которая имеет наименьшую звезду с девятью зубьями и выпускается в диапазонах: 9–36, 9–42. Есть также альтернатива в виде диапазона 10–44.

Владельцы Shimano GRX могут отдать предпочтение одной из кассет с одиннадцатью скоростями для шоссейных велосипедов. Важно учитывать, что GRX можно использовать как с системами 1x так и 2x.

Почему некоторые кассеты стоят дороже?

Велосипедная кассета: что о ней нужно знать

Все дело в материалах и технологиях.

В нижней части ценового диапазона представлены кассеты, которые изготавливаются из штампованной стали. Они обладают хорошей прочностью, но являются очень тяжелыми и они подвержены коррозии.

Чем больше велосипедист готов потратить на кассету, тем она будет легче. Для снижения веса в некоторых моделях используются такие материалы, как титан или углеродное волокно.

Кассеты отдельных видов могут состоять из меньшего количества деталей. Это на практике позволяет сделать их легче.

При эксплуатации дорогих велосипедных кассет переключение передач становится более плавным. Специальная форма зубьев облегчают перемещение цепи по наборам звезд.

Когда следует менять кассету на велосипеде

Велосипедная кассета: что о ней нужно знать

Пример изношенной кассеты

Даже самая дорогая и качественная кассета не может служить вечно. Со временем зубья начнут изнашиваться. Основной фактор риска – это растянутая велосипедная цепь. Именно поэтому правильный уход за велосипедной цепью и ее своевременная замена может значительно увеличить ресурс вашей кассеты.
Даже самая дорогая и качественная кассета не может служить вечно. Со временем зубья начнут изнашиваться. Основной фактор риска – это растянутая велосипедная цепь. Именно поэтому правильный уход за велосипедной цепью и ее своевременная замена может значительно увеличить ресурс вашей кассеты.

Если ваш цепь проскакивает при нагрузке на педали, это означает, что пришло время покупки новой кассеты.

Рекомендуется внимательно осматривать звездочки. Если зубья имеют более острую форму, чем обычно, то это указывает на износ кассеты.

При должном уходе кассета может выдержать три замены цепи.

Игорь Каверин
Оцените автора