Руководство по выбору велосипедной камеры: размеры, материалы, типы ниппелей и многое другое

Наш подробный путеводитель по обыкновенной камере велосипеда, зачем она нужна если у вас бескамерные покрышки?

Камера велосипеда представляет собой резиновое кольцо (тор), которое находится внутри велосипедной шины. Именно в этот элемент вы накачиваете воздух, где он удерживается на протяжение всей поездки.

Являясь одной из самых простых частей вашего велосипеда, камеры бывают разных размеров и типов с различными видами ниппелей, также изготавливаются из разных материалов. При всей простоте конструкции процесс выбора правильной велосипедной камеры сложнее, чем может показаться.

Велосипеды имеют разные размеры колес. Камеры в свою очередь бывают разной ширины и диаметра для различных типов велосипедов: шоссейных, гравийных и горных.

Руководство по выбору велосипедной камеры: размеры, материалы, типы ниппелей и многое другое

Велосипедные камеры применяются исключительно внутри клинчерных покрышек

Раньше велосипедные шины всегда использовались только с камерами внутри. Однако с разработкой бескамерной технологии ситуация претерпела изменения. Теперь многие велосипеды, как горные так и шоссейные, оснащаются бескамерными покрышками. При бескамерной установке в шине нет камеры — сама шина герметично соединена с ободом, и такая система удерживает воздух.

Даже если вы предпочитаете бескамерные шины рекомендуется иметь при себе запасную камеру. Она может понадобиться при серьезных проколах, когда бескамерный герметик не спасет. В таких случаях придется установить камеру, чтобы продолжить движение. Так что вне зависимости от типа шин, камера — важная деталь, о которой стоит знать каждому велосипедисту.

Что такое велосипедная камера, как она устроена?

Руководство по выбору велосипедной камеры: размеры, материалы, типы ниппелей и многое другое

Велосипедные камеры бывают разных размеров и изготавливаются из различных материалов.

Именно камеры, расположенные внутри позволяют удерживать воздух в клинчерных шинах, поддерживая необходимое давление. Каждая камера оснащена ниппелем — клапаном, который пропускает воздух в одном направлении. При накачке воздух свободно поступает в камеры и не выходит обратно. Наибольшее распространение получили ниппели Presta и Schrader. Очень важно знать, какой тип ниппеля установлен на вашем велосипеде.

Как подобрать подходящий размер велосипедной камеры?

размер велосипедной камеры

Велосипедные камеры производятся разных типов и размеров, причем диаметр — наиболее важный параметр.

Казалось бы, что может быть проще чем выбрать камеру, которая подходит к вашей шине. Но на самом деле все не так просто. Чтобы сделать правильный выбор, нужно знать точный диаметр колеса и ширину установленной шины. 

маркировка велосипедной шины

Большинство шин имеют маркировку с указанием размеров. Эти два параметра помогут подобрать подходящую камеру. Прежде всего нужно убедиться, что диаметр велосипедной камеры соответствует диаметру колеса — иначе будет сложно ее установить.

Для колес шоссейных велосипедов стандартный размер — 700c (диаметр посадочного места 622 мм). Для них подойдут камеры с маркировкой 700c, которые также называют 28-дюймовыми. А вот для горных и городских велосипедов размер колес и шин обычно указывается в дюймах.

Руководство по выбору велосипедной камеры: размеры, материалы, типы ниппелей и многое другое

 Для горных велосипедов наиболее распространены шины диаметром 29, 27,5 и 26 дюймов.

Ранее 26-дюймовые шины были стандартом для горных велосипедов, но с появлением размеров 27,5 и 29 дюймов, 26-дюймовые теперь чаще встречаются на детских моделях. Колеса 27,5 дюймов имеют тот же диаметр, что и колеса 650b. А 29-дюймовые горные колеса по диаметру эквивалентны 700c, хотя они, конечно шире шоссейных.

Для детских велосипедов используются меньшие колеса — 16, 20 или 24 дюйма. Такие же размеры применяются в складных моделях. Рекомендуемые параметры колес и шин должны быть указаны на камере.

При этом критически важным является совпадение диаметра камеры и колеса. Выбор ширины камеры допускает некоторый запас.

маркировка велосипедных камер

Обычно на камере указывается рекомендуемый диапазон ширины шин, например 700×20-25 мм для шоссейных или 700×25-32 мм для MTB.

Более узкая камера может немного растянуться в более широкой шине при накачивании, но слишком увлекаться не стоит, так как при значительном растяжении она может лопнуть.

И наоборот, камера для более широкой шины в принципе подойдет, хотя это не всегда оптимальное решение.

Распространенные размеры велосипедных камер

размеры велосипедных камер

Бутиловые камеры выпускаются в различных формах и размерах. После выбора бренда нужно подобрать подходящий вариант. Чаще всего в продаже встречаются следующие размеры камер для колес с маркировкой 700c.

  • 700×20-25 мм — для шоссейных велосипедов с колесами 700c и шинами 20-25 мм.
  • 700×25-32 мм — для колес 700c и шин 25-32 мм.
  • 700×28-37 мм — для шоссейных, циклокроссовых, гравийных и гибридных велосипедов с колесами 700c и шинами 28-37 мм.
  • 700×32-47 мм — для тех же типов велосипедов с колесами 700c и шинами 32-47 мм.

Для горных велосипедов используются следующие стандартные размеры шин и соответствующих им камер:

  • 26 дюймов
  • 27,5 дюймов (650b)
  • 29 дюймов

Шины 650b могут использоваться как на горных, так и на гравийных велосипедах. Но для гравийных велосипедов обычно применяют метрическую систему измерения.

Для горных велосипедов (MTB) используются шины разной ширины:

  • До 2 дюймов — узкие шины старого образца.
  • 2-2,3 дюйма — типичные шины для кросс-кантри.
  • 2,3-2,6 дюйма — трейловые, эндуро и универсальные шины.
  • 2,6-3 дюйма — шины большого размера.
  • Более 3 дюймов — шины для фэтбайков.

Ниппели Schrader и Presta 

Ниппель Schrader и Presta 

Как отмечалось ранее, на велосипедах чаще используются ниппели Presta или Schrader, причем Presta встречается чаще.

Ниппель Presta более длинный и тонкий, чем Schrader. На кончике он имеет винт, который нужно открутить перед накачкой колеса. Также на ниппель Presta можно нажать, чтобы выпустить лишний воздух или полностью сдуть камеру. Качественные камеры обычно оснащены съемным сердечником ниппеля, что позволяет произвести его замену в случае поломки.

Руководство по выбору велосипедной камеры: размеры, материалы, типы ниппелей и многое другое

Ниппели Schrader короче и шире по диаметру, похожи на автомобильные ниппели. При покупке камеры важно выбрать соответствующий тип ниппеля, поскольку ниппель Schrader не пройдет в отверстие под Presta в ободе колеса. Ниппель Presta слишком узкий для надежной посадки в отверстии под Schrader. При установке камеры с Presta в обод для Schrader, резина вокруг ниппеля будет оголена, что приведет к ее истиранию о края отверстия. Рано или поздно это вызовет прокол.

Руководство по выбору велосипедной камеры: размеры, материалы, типы ниппелей и многое другое

Большинство велонасосов совместимы с обоими типами ниппелей.

В некоторых моделях нужно частично разбирать головку при смене типа ниппеля, а продвинутые насосы имеют отдельные отверстия для Presta и Schrader.

Ниппель — Dunlop

Руководство по выбору велосипедной камеры: размеры, материалы, типы ниппелей и многое другое

Ниппеля Dunlop более распространены в континентальной Европе. Помимо Presta и Schrader, есть еще третий тип велосипедного ниппеля— Dunlop (иногда называемый клапаном Woods). Его очень редко можно увидеть на современных шоссейных и горных велосипедах. Основание клапана Dunlop по диаметру похоже на клапан Schrader. Для его накачки можно использовать тот же насос что и для ниппеля Presta.

Материалы велосипедных камер

Руководство по выбору велосипедной камеры: размеры, материалы, типы ниппелей и многое другое

Традиционно для велосипедных камер используют два основных материала — бутилкаучук или латекс.

Бутиловые велосипедные камеры

Этот вид камер обычно самый дешевый и распространенный. Они доступны в любых размерах, но более дешевые модели часто тяжелее и имеют повышенное сопротивление качению.

Традиционно камеры изготавливают из бутилкаучука или латекса. Бутилкаучуковые наиболее популярны, так как их легко ремонтировать стандартными заплатками. Некоторые производители выпускают облегченные бутиловые камеры с более тонкими стенками.

Латексные велосипедные камеры

Такие камеры легче и имеют меньшее сопротивление качению, чем бутиловые. Но они дороже в производстве.

Для дополнительной экономии веса можно использовать латексные камеры — они значительно легче бутиловых. Латексные камеры имеют меньшее трение о шину и сопротивление качению. Но они более хрупкие и менее удобны в монтаже, чем привычные бутиловые. При езде на карбоновых колесах с ободными тормозами стоит избегать латексных камер. Перегрев карбонового обода при торможении может привести к ее разрыву.

Руководство по выбору велосипедной камеры: размеры, материалы, типы ниппелей и многое другое

Еще один недостаток латекса кроется в ее молекулярном строении — из-за пористой структуры материал быстрее пропускает воздух. Поэтому латексные камеры придется чаще подкачивать перед поездкой, что не очень удобно.

Для ремонта проколов латексных камер необходим специальный ремонтный набор. Такие камеры целесообразно использовать в соревнованиях и гонках, чтобы получить преимущество в весе. В повседневной езде они менее практичны чем традиционные бутиловые камеры.

Камеры из термопластичного полиуретана (TPU).

Камеры из термопластичного полиуретана (TPU)

Камеры из термопластичного полиуретана (TPU) значительно компактнее бутиловых. В последние годы они стали более популярны благодаря легкому весу и малому размеру в упаковке.

TPU сочетает свойства резины и пластика. Эти камеры имеют наименьшее сопротивление качению по сравнению с бутиловыми и латексными. Производители утверждают, что TPU — камеры легче, прочнее и менее подвержены проколам, чем стандартные бутиловые, а также долговечнее латекса.

Такие камеры стоят дороже обычных — около 32 долларов за штуку.

Длина велосипедного ниппеля

Руководство по выбору велосипедной камеры: размеры, материалы, типы ниппелей и многое другое

При выборе велосипедной камеры Presta обратите внимание на длину ниппеля — 42 мм, 50 мм или 80 мм.

Важно, чтобы ниппель был на несколько сантиметров длиннее глубины обода. Не берите ниппель той же длины, что и высота обода — тогда не к чему будет прикреплять насос. Разные производители выпускают камеры Presta с ниппелями до 80 мм. Использование излишне длинного ниппеля не является проблемой, хоть это и не самый эстетичный вариант.

Удлинители ниппелей

Удлинители ниппелей выпускаются в различных размерах, конструкциях и цветах.

Если высота профиля ваших колес больше, чем самые длинные доступные ниппеля можно использовать удлинитель. Компания Zipp предлагает удлинители длиной от 27 до 98 мм. Удлинитель навинчивается на верхнюю часть ниппеля Presta. Некоторые удлинители — просто полые трубки, другие имеют клапан наверху. В последнем случае нужно удалить сердечник клапана из ниппеля камеры перед установкой удлинителя.

Удленительные трубки — проще в использовании, но создают лишний объем воздуха, затрудняя накачку колеса. При использовании удлинителя с клапаном важно убедиться, что шток герметичен, иначе камера будет пропускать воздух, также необходимо учитывать, что длинные ниппеля могут стучать по ободу при движении. Эта проблема решается просто — достаточно заклеить ниппель изолентой. Такой прием часто используют профессиональные механики.

Защита от прокола

Руководство по выбору велосипедной камеры: размеры, материалы, типы ниппелей и многое другое

Использование велосипедных камер со встроенной защитой от проколов помогает избежать неприятных ситуаций на дороге. Хотя бескамерные покрышки могут самостоятельно герметизировать место прокола, обычные камеры не обладают такой функцией. Однако существуют специальные велосипедные камеры со встроенным герметиком, например Slime. Они выглядят как стандартные камеры, но содержат герметизирующее вещество внутри за счет чего несколько тяжелее. 

Использование таких камер позволяет значительно снизить риск получения прокола по сравнению с обычными камерами.

Руководство по выбору велосипедной камеры: размеры, материалы, типы ниппелей и многое другое

Камера Slime 29×47-55 является примером камеры со встроенным герметиком для устранения проколов.

Существует альтернативный способ защиты от проколов — заливка герметика в обычную камеру. Это делается проще, если можно выкрутить сердечник ниппеля. Заливка через ниппель без снятия сердечника может привести к закупорке клапана и невозможности накачать колесо. Некоторые виды герметиков нельзя использовать с латексными камерами, т.к. возможна химическая реакция, разрушающая материал камеры. 

Перед заливкой герметика обязательно изучите инструкцию, чтобы убедиться в совместимости с вашими камерами и избежать повреждений. Такой способ позволяет превратить обычную камеру в защищенную от проколов.

Для защиты от проколов существуют разные варианты велосипедных камер.

Руководство по выбору велосипедной камеры: размеры, материалы, типы ниппелей и многое другое

Можно снять сердечник ниппеля стандартной камеры с помощью специального инструмента или плоскогубцев. 

Еще более надежный вариант — использование камер с полностью сплошным наполнителем, например от компаний Tannus или Vittoria. Эти же производители выпускают специальные противопрокольные вкладыши, которые устанавливаются между камерой и шиной. Однако в первую очередь рекомендуется попробовать бескамерные покрышки, как наиболее эффективное и простое решение для защиты от проколов.

Использование бескамерной системы колес

Руководство по выбору велосипедной камеры: размеры, материалы, типы ниппелей и многое другое

Для использования бескамерной технологии на велосипеде необходимы совместимые обода и покрышки.

Если ваше оборудование это позволяет, то стоит попробовать перейти на бескамерную систему, несмотря на некоторые хлопоты по установке. 

Напомним принцип работы: в бескамерных покрышках нет традиционной камеры. Вместо нее шина герметично соединяется с ободом, удерживая давление, как в автомобильной шине. При монтаже добавляется специальный герметик, который заполняет мелкие повреждения для устранения мелких проколов. 

Таким образом, бескамерная технология устраняет потребность в использовании отдельной камеры. Бескамерный герметик сворачивается при контакте с воздухом, закрывая место прокола. Бескамерные позволяют использовать пониженное давление, уменьшая риск «змеиного укуса» от защемления камеры.

Однако на шоссейных колесах с очень тонкими боковинами покрышек может быть сложно достичь полной герметичности. Производители стремятся максимально облегчить такие покрышки, жертвуя толщиной боковых стенок.

У сверхлегких шоссейных покрышек боковины имеют пористую структуру, из-за которой герметик не может предотвратить утечку воздуха. 

Также следует учитывать необходимость дополнительных затрат при переходе на бескамерную технологию: нужна специальная ободная лента, ниппели и герметик.

Даже при использовании бескамерок рекомендуется брать с собой запасную камеру. Из-за особенностей шоссейных покрышек полная герметичность не гарантирована. Поэтому наличие запасной камеры остается актуальным даже при бескамерной системе.

Иногда возможны серьезные повреждения, при которых герметик бескамерной системы не способен устранить прокол. В таком случае единственным вариантом продолжить движение будет установка обычной запасной камеры в покрышку, накачка колеса и продолжение поездки.

Игорь Каверин
Оцените автора