Как выбрать лучший горный велосипед?
Выбор горного велосипеда совсем не простая задача. В настоящее время существует огромное разнообразие горных велосипедов разных классов и видов. Технологии развиваются с каждым годом, появляются новые вводные.
Узкоспециализированные велосипеды соседствуют с байками более универсального типа. Широкий разброс цен на разные модели может окончательно сбить вас с толку и будет трудно понять, с чего начать.
Если вам интересно сколько может стоить горный велосипед, обязательно читайте нашу статью.
В этом руководстве изложены основные факторы, которые вы должны учитывать при поиске нового байка, начиная с категории велосипеда, размера колес и заканчивая величиной свободного хода подвески.
Что следует учитывать при покупке горного велосипеда
Где планируете кататься? Важно заранее определить, по каким трассам, дорогам, в какой местности вы планируете перемещаться. Это начальное условие для правильного выбора велосипеда. Вы должны четко понимать будете ли вы ездить вокруг городской клумбы, или по зыбкому песку подмосковной деревни, а может планируете с бешеной скоростью спускаться по даунхильным трассам.
Ну что интересно? Тогда вперед! давайте обо всем и поподробнее.
О том как выбрать велосипед ребенку читайте здесь
Хардтейл или двухподвес?
Что же лучше подойдет для вас? Скромный, но практичный хардтейл или навороченный двухподвес?
Хардтейл — это велосипед построенный на раме, не имеющей задней подвески, но оснащенной, как правило, амортизационной вилкой спереди.
Двухподвес — велосипед с двумя амортизирующими элементами спереди и сзади, собранных на двухподвесной системе.
Безусловно, у обоих конструкций есть свои плюсы и минусы. При ограниченном бюджете вы получите хардтейл с лучшими характеристиками чем двухподвес за эти же деньги.
Следует учитывать, что цена двухподвеса начального уровня стартует от 1500 долларов (вариант ашанбайка с двумя пружинами в нашей статье мы рассматривать не будем).
Как правило, хардтейл, более легкий велосипед, и поэтому будет иметь преимущество перед двухподвесом на крутых подъемах. Жесткая конструкция задних перьев хардтейла способствует более эффективной передаче крутящего момента с педалей на заднее колесо. Эти особенности конструкции делают велосипед оптимальным для длительных поездок на большие расстояния. При активном педалировании на двухподвесе часть энергии будет неизбежно уходить на деформацию амортизирующих элементов задней подвески, так что при прочих равных, сил и энергии для преодоления той же дистанции вам потребуется больше чем на хардтейле.
Хардтейлы проще в обслуживании и менее прихотливы в повседневной эксплуатации, что несомненно позитивно скажется на вашем бюджете. В свою очередь двухполдвес представляет собой более сложную конструкцию и требует высокой квалификации механика для проведения регламентных работ.
Двухподвесы эффективны на сложных и техничных трассах, они позволяют проходить повороты на высоких скоростях, прощая райдеру мелкие оплошности пилотирования. Поездки на таких велосипедах по лесным тропинкам подмосковья, изрезанным выпирающими кореньями, более комфортна чем на классическом хардтейле.
Опытные велосипедисты сходятся во мнении, что начинающему райдеру лучше приобрести хардтейл. Далее в процессе погружения в тему велосипедист сам определит основные направления своего развития и поймет куда он хочет двигаться дольше.
Сегмент доступных хардтейлов начального уровня будут иметь консервативную геометрию рамы и навесное оборудование начального уровня. Более продвинутые модели будут оснащены длинной колесной базой и жесткой рамой, что благотворно влияет на точность управления и предсказуемость байка на трассе.
Величина хода подвески
Часто задаваемый вопрос: какой ход подвески мне нужен?
Короткий ход подвески обычно означает более легкий и быстрый велосипед, который хорошо подойдет для штурма затяжных подъемов. Если вы новичок в спорте и хотите попробовать всего понемногу, то велосипед среднего класса — лучший вариант на все случаи жизни.
Величина хода подвески является косвенным параметром, определяющий класс горного велосипеда.
60-110 мм: классический кросскантрийник
- Типы трасс: укатанные, гравийные поверхности с незначительными неровностями
- Превосходен: для подъемов и динамичных ускорений
Одним словом, с ходом подвески 60-110 мм вы получите прекрасный горный велосипед для спокойных поездок по пересеченной местности, а также для гонок по холмистому рельефу с приемлемым покрытием.
Не пропустите наш ТОП кросс-кантрийников
110-130 мм: велосипед для пересеченной местности и несложных трейлов
- Типы трасс: подготовленные трассы, умеренные каменистые маршруты
- Превосходен: для средних дистанций
Увеличив ход подвески до 110-130 мм, вы сможете быстро преодолевать дистанции по пересеченной местности, выбирая между искусственными трейлами и менее техничными природными трассами.
130-160 мм: трейловый велосипед
- Типы трасс: техничные трассы с комбинированными поверхностями
- Превосходен: для умеренных подъемов и адекватных спусков
Трейловый велосипед с ходом подвески 130-160 мм сможет штурмовать более сложные трассы.
160-180 мм: эндуро-байк
- Типы трасс: неподготовленные трассы, каменистые поверхности
- Превосходен: для умеренных подъемов и адекватных спусков
При переходе на вилку с величиной хода 160-180 мм, вы жертвуете эффективностью педалирования, чтобы преуспеть на крутых спусках, а также техничных каменистых трейлах.
180-200 мм: велосипед для даунхила
- Типы трасс: самые быстрые и экстремальные спуски, известные человеку!
- Преимущества: спуск невзирая ни на что.
Когда дело доходит до даунхила забудьте о том, чтобы крутить педали в гору. С запасом хода вилки в 180-200 мм эти байки — монстры предназначены исключительно для скоростного спуска по самым быстрым и экстремальным трассам. Есть только одно ограничение — это ваше чувство самосохранения.
Размер колес горного велосипеда
размеры колес для горных велосипедов 29 дюймов, 27,5 дюйма и 26 дюймов.
Долгое время 26-дюймовые колеса для горных велосипедов были определенным стандартом.
Сегодня любой горный велосипед, скорее всего, будет оснащен колесами диаметром 27,5 дюйма (также известными как 650b) или 29 дюймов (29er). Если отталкиваться от текущих реалий наш рынок сейчас разделен примерно в соотношении 50/50.
Колеса 29er обладают лучшим накатом, эффективнее справляются с неровностями, а также обеспечивают хорошее сцепление с поверхностью благодаря большому пятну контакта. Но есть и небольшая ложка дегтя — за счет большого диаметра момент инерции такого колеса выше по сравнению с 27.5 дюймовым, что негативно влияет на динамические характеристики велосипеда.
Так что если вам по душе динамичный стили езды с взрывными ускорениями и резкими маневрами, вариант 650b для вас будет предпочтительнее.
Подводя промежуточный итог: по нашему мнению 27,5 дюймов – это весело, 29 дюймов — это быстро, хотя иногда тоже весело).
Вы думаете на этом все?! — А нет)
Существует еще один подвид горных велосипедов так называемый Маллет байк (mullet bike).
Название берет свои корни от некогда популярной стрижки — короткой спереди и по бокам и длинной сзади.
В велосипедах Mullet используются колеса разного размера, чаще всего 29-дюймовое переднее и 27,5-дюймовое колесо сзади. Адепты велосипедов Mullet полагают, что 29-дюймовое колесо обеспечивает высокую скорость качения и лучшее преодоление неровностей, а 27,5-дюймовое колесо сзади обеспечивает четкое управление.
Материал рамы
Когда заходит речь о материале рамы горного велосипеда фактически у нас есть четыре основные опции: алюминий, сталь, титан и углеродное волокно (карбон).
Алюминий сегодня самый популярный материал рамы для горных велосипедов, поскольку он обеспечивает хороший баланс прочности, веса и стоимости.
Сталь также довольно популярна у некоторых брендов, не только из-за своей доступности и более простой обработке, но и потому, что одинаковой прочности можно добиться с помощью труб с более тонкими стенками и меньшим диаметром. В основном сталь используют при производстве хардтейлов.
У титана то же преимущество что и у стали, но как бонус еще и маленький вес
Высокая цена является главным недостатком титановой рамы.
Повсеместное использование карбона стало основным трендом в мире велоиндустрии. И это вполне оправдано, так как углеродное волокно открывает инженерам и дизайнерам практически неограниченные возможности по контролю над формой рамы и позволяет проектировать невероятно легкое и прочное шасси.
При этом, комбинация различных слоев карбона с разным направления волокон может сделать требуемые элементы рамы очень жесткими (например кареточный узел), а другие в меру упругими для компенсации вибраций.
Несколько слов о геометрии
Геометрия горного велосипеда во многом определяется, для какой дисциплины предназначен байк, будь то быстрый и отзывчивый велосипед для заездов по пересеченной местности или монстр-атлет для скоростного спуска. В каждом случае будет своя уникальная геометрия. Но это уже отдельная тема для наших следующих статей.
Удачи на трейлах!