Лучшие амортизационные вилки для MTB | руководство покупателя

В этой статье мы собрали отзывы профессиональных райдеров о топовых амортизационных вилках ведущих брендов. Обобщенная информация поможет Вам принять правильное решение при выборе лучшей вилки для вашего горного велосипеда.

Покупка новой амортизационной вилки для горного велосипеда — это один из самых дорогих и потенциально самых эффективных вариантов апгрейда. Даже при покупке готового велосипеда вилка, входящая в его комплектацию, является одним из элементов на который обращают пристальное внимание.

Вы можете выбрать амортизационную вилку, сглаживающую плохие участки дороги и защищающую ваши руки от ударов и тряски, или вилку с плавным ходом штока для придания устойчивости и хорошего контакта переднего колеса с поверхностью на большой скорости.

Вам также потребуется достаточная жесткость, чтобы обеспечить точное и предсказуемое управление, а также достаточное количество регулировок, для точной настройки вилки под свои задачи.

Понятно, что любой велосипедист хочет приобрести качественную вилку по адекватной цене, поэтому мы сравнили показатели наиболее популярных амортизационных вилок от разных брендов, и выделили их плюсы и минусы.

В конце статьи представлено руководство покупателя по покупке качественной и надежной амортизационной вилки.

ТОП амортизационных вилок для горного велосипеда

RockShox SID Ultimate 3P

амортизатор Н2. RockShox SID Ultimate 3P
  • Цена: 999 долларов США
  • Размер колес, варианты хода: 110 мм и 120 мм (29 дюймов)
  • Вес: 1,6 кг (29 дюймов x 120 мм)
  • Плюсы: В начале хода очень чувствительна; сохраняет контроль на пересеченной местности
  • Минусы: Дистанционные переключатели TwistLoc не имеют возможности фиксации.

SID Ultimate 3P — это новейшая вилка высшего уровня для кросс-кантри от RockShox, предлагающая более утонченные и мощные ощущения от езды, чем вилка, которую она заменила.

Новый амортизатор Charger Race Day 2 обеспечивает вилке три положения, которые можно переключать между режимами «открыто», «педаль» и «блокировка» с помощью рычага на короне или дополнительного пульта TwistLoc ценой $117.

Наиболее часто используемыми режимами являются «открытый» и «педаль», а режим «блокировка» используется редко, только при подъемах по грунтовым дорогам.

SID Ultimate 3P начинает эффективно работать с первых миллиметров хода, обеспечивая мягкую езду с плавным прижатием переднего колеса к поверхности.

Поддержка в середине хода нарастает постепенно, а подъем к концу хода остается спокойным при больших ударах.

Новое шасси 35 мм позволяет вилке с точностью атаковать быстрые, техничные спуски, при этом на крутых поворотах с быстрыми уступами, которые бросили бы вызов большинству трейловых вилок, ощущается лишь небольшой прогиб.

Fox 36 Factory GRIP2

амортизатор Fox 36 Factory GRIP2
  • Цена: 1390 долларов США
  • Размер колес/варианты хода: 27,5 дюйма, 160, 170, 180 мм; 29 дюймов, 160, 170 мм
  • Вес: 2,091 кг (29 дюймов x 160 мм)
  • Плюсы: Поражающе тихая работа на фоне быстрой езды
  • Минусы: Жесткое демпфирование сжатия на большой скорости в открытом положении.

Вилка Fox 36 GRIP2 Factory — одна из самых дорогих вилок, которые мы тестировали. К счастью, она обладает соответствующими характеристиками.

Четырехпозиционный регулируемый демпфер имеет высокоскоростную и низкоскоростную регулировку как сжатия, так и отбоя. Fox не оставила без внимания руководство по настройке и можно констатировать что GRIP2 Factory одна из самых простых в настройке, несмотря на широкий диапазон регулировок.

Вилка выигрывает на фоне конкурентов при езде по извилистой трассе с непредсказуемым грунтом и на крупных ямах. Независимая высокоскоростная регулировка отскока делает вилку устойчивой при возвращении из глубины ее хода и сильной загрузке пружины.

На мелких неровностях подвеска очень активна и податлива, при больших ударах она немного скуповата, даже при полностью открытом демпфировании сжатия. Это не обязательно плохо, но нам хотелось бы иметь возможность более широкого использования высокоскоростной компрессии для обеспечения комфорта при длительном движении.

В определенных ситуациях, эта амортизационная вилка может считаться лучше среди всех моделей в нашей статье.

Manitou Mezzer Pro

Лучшие амортизационные вилки для MTB | руководство покупателя
  • Цена: 999 долларов
  • Варианты размера колес/хода: 27,5 дюйма и 29 дюймов (проверено), оба регулируются в диапазоне от 140 до 180 мм с шагом 10 мм (проверено на 160 мм).
  • Вес: 2,093 кг (29 дюймов x 160 мм)
  • Плюсы: Очень эластичная, имеет отличную поддержку в середине и конце хода.
  • Минусы: Достаточно сложная настройка.

Эта вилка является интересным вариантом, балансирующим между чувствительностью к небольшим неровностям и сопротивлением на нижнем уровне. Она сохраняет эффективность независимо от глубины хода и силы сжатия.

Шасси представляет собой идеальный баланс между управляемостью, точностью и податливостью. Вилка ощущается жесткой только тогда, когда это необходимо — например, в поворотах и не вызывает отскока или срыва переднего колеса с траектории в автономном режиме. Все эти качества способствует снижению усталости рук.

При создании вилки компания-разработчик взяла все наилучшее из прошлых моделей и изменила неудобное или не пригодившееся велосипедистам.

Демпфер MC2, работающий на высоких скоростях сжатия, достаточно легок для поглощения быстрых ударов и оказался невероятно эластичным. Его низкоскоростное демпфирование обеспечивает достаточную поддержку в поворотах и при сжатии, дополняя возможности впечатляющей воздушной пружины.

Несмотря на то, что пневматическая пружина довольно сложна в настройке — необходимо точно следовать прилагаемому руководству. После того, как вы все сделаете правильно, производительность, которую вы получите, практически не будет иметь себе равных на трассе.

Если вы хотите обновить свою вилку и рассматривали RockShox Lyrik или Fox 36 GRIP2, Mezzer также должен быть в вашем списке.

Marzocchi Bomber Z1

амортизатор Marzocchi Bomber Z1
  • Цена: 915 долларов США
  • Размер колес/варианты хода: 27,5 дюйма, 130, 140, 150, 160, 170 мм; 29 дюймов с 150, 160 (проверено), 170, 180 мм
  • Вес: 2,25 кг (29 дюймов x 160 мм)
  • Плюсы: Удобная, устойчивая к сильным ударам.
  • Минусы: Жесткая в начале хода; высокий вес

Данная амортизационная вилка представлена дочерней компанией Fox – Marzocchi, и является более бюджетным вариантом предыдущей вилки и отличается очень плавной работой.

На вилке установлен новый демпфер GRIP Sweep, созданный по образцу оригинального FIT GRIP, который полюбился велосипедистам за его уровень производительности и требование меньшего обслуживания по сравнению с другими амортизаторами. Marzocchi взял то, что уже хорошо работало, и сделал его еще лучше. А именно появилось новое уплотнение вала демпфера, поршень IFP, уплотнительное кольцо и напорная трубка с твердым анодированием.

Вес данной вилки больше чем у некоторых конкурентов, так как в верхних трубах используется алюминий более низкого качества, но это совершенно не ощущается во время езды.

Пневматическая вилка Z1 не такая мягкая в самом начале хода, как Fox 36, Yari и Lyrik, поэтому для ее правильного сжатия требуется меньшее давление воздуха, а также здоровая стопка объемных проставок, чтобы не допустить слишком легкого хода.

При этом вилка все же проскакивает середину хода немного легче, чем другие вилки, что делает ее менее предсказуемой. С другой стороны, она отлично проглатывает камни размером с бордюр, что означает хороший комфорт при длительной езде.

Ключевое сравнение — с RockShox Yari; Z1 охотнее поглощает большие удары, что делает ее более предсказуемой в ситуациях с серьезными ударными нагрузками, но Yari более податлива в начале хода, обеспечивает лучшее сцепление и более предсказуемую поддержку. Кроме того, она немного легче и дешевле.

В целом, Yari просто выигрывает. Но если для вас приоритетны большие удары, и вы не можете позволить себе RockShox Lyrik или Fox 36, Z1 — хороший вариант.

Öhlins RXF38 m.2

амортизатор Öhlins RXF38 m.2
  • Цена: 1450 долларов США
  • Размер колес/варианты хода: 160–180 мм (29 дюймов), протестировано 170 мм.
  • Вес: 2, 35 кг (29 дюймов x 170 мм)
  • Плюсы: Плавный ход; настраиваемый нижний предел
  • Минусы: Может понадобиться повторная настройка демпфирования отскока.

RXF38 обладает впечатляющей чувствительностью при движении вне трассы, сводит к минимуму рысканье на трейле и обеспечивает высокий уровень комфорта и сцепления.

Удары среднего размера, такие как кочки, воспринимаются с большим комфортом. Амортизатор контролирует удары спокойно, позволяя сосредоточиться на том, что происходит на трассе, а не под передним колесом, что положительно сказывается на скорости.

Вилка хорошо справляется со сжатием, ни разу не «нырнув» при резком торможении, что позволяет уверенно нагружать переднее колесо на уступах и крутых участках трассы.

Демпфирование отбоя немного жестковато, что может быть проблемой для более легких райдеров, но бренд предлагает различные настройки, так что найти подходящий вариант не составит труда.

Кроме того, вилка довольно сложна в настройке: на заводе в вилку была установлена проставка для уменьшения объема отрицательной пружины, о которой не упоминалось в руководстве.

RockShox BoXXer Ultimate

амортизатор RockShox BoXXer Ultimate
  • Цена: 1 899 долларов США
  • Варианты размера колес и хода: 200 мм (27,5 и 29 дюймов)
  • Заявленная масса: 2, 84 кг (29in x 200 мм)
  • Плюсы: Новое шасси обеспечивает точную управляемость, двухтрубная пружина DebonAir+ дает достаточное демпфирование без резких скачков или нарастания темпа в глубине хода
  • Минусы: Жесткий и скрипучий регулировочный циферблат отбоя

Вилка RockShox BoXXer Ultimate в своем нынешнем варианте получила 38-миллиметровые стойки, что добавляет ей точности и позволяет хорошо держать траекторию, даже при прохождении скользких камней после неудачного выбора первичной линии прохождения трейла.

Плавный и спокойный ход успокаивает переднюю часть велосипеда и делает BoXXer уверенно предсказуемой, а усилие отрыва минимально, вилка легко скользит в начале хода.

Начало хода очень хорошо отбивает небольшие высокочастотные удары, изолируя руки и сохраняя опору.

При прохождении неровных участков можно убедиться в том, что эта вилка хорошо сбалансирована: средний ход поглощает сильные удары, обеспечивая при этом достаточную поддержку при отталкивании.

В конце хода нет резкого подъема или чрезмерной жесткости, это делает большие падения и скоростные сжатия спокойными. Линейный характер вилки позволяет ей задействовать только необходимый ход.

После некоторого времени использования регулятор отскока на нашей тестовой модели стал жестким и скрипучим, но это не мешало работе.

RockShox Lyrik Ultimate

Лучшие амортизационные вилки для MTB | руководство покупателя

Новое 35-миллиметровое шасси Lyrik сохранило характерную жесткость.

  • Цена: $1 049
  • Варианты размера/хода колес: 150-160 мм (27,5 и 29 дюймов), 160 мм — проверено
  • Масса: 2 042 г (29 дюймов x 160 мм)
  • Плюсы: Непревзойденная поддержка демпфера на среднем ходу; многофункциональные дополнения улучшают производительность
  • Минусы: Неидеальная чувствительность при небольших ударах

Демпфер Charger 3 и пружина DebonAir+ устанавливают планку поддержки и контроля высоты RockShox Lyrik Ultimate, жертвуя при этом чувствительностью на малых неровностях.

Демпфер позволяет уверенно нагружать переднее колесо, вбивая его в извилистые участки трассы, не опасаясь, что вилка просядет при торможении.

DebonAir+ справляется с меньшим давлением пружины с впечатляюще мягким и эффективным темпом нарастания сопротивления, что помогает демпферу не проваливаться при сильных ударах.

Единственным недостатком вилки является ее работа на мелких неровностях. В то время как ButterCups приглушает более жесткие неровности, вилка остается практически неподвижной на мелких неровностях на протяжении трассы.

RockShox Yari RC Debonair

амортизатор RockShox Yari RC Debonair
  • Цена: 850 долларов США
  • Варианты размера колеса и хода: 150 мм, 160 мм (протестировано), 170 мм и 180 мм хода для колес 27,5 и 29 дюймов
  • Вес: 2, 13 кг (29in x 160 мм)
  • Плюсы: Отличная чувствительность при срыве с вершины
  • Минусы: Демпферу Motion Control не хватает поддержки на низких скоростях и он иногда жестковат при сильных ударах

RockShox Yari использует то же жесткое 35-мм шасси, что и его более дорогой собрат Lyrik. Теперь вилка получила такую же эластичную и лучшую в своем классе пружину Debonair.

Разница заключается в демпфере. Более простой блок Motion Control в Yari не обеспечивает такого дигрессивного демпфирования — сочетания поддержки на низких скоростях с податливостью на высоких — которое обеспечивает Charger в Lyrik.

В результате при торможении вилка ощущается не так уверенно и надежно, а при ударе о землю иногда возникает ощущение постукивания.

Yari обеспечивает лучший комфорт при длительном движении и сцепление на мелких неровностях, чем практически все остальные, представленные на рынке, вилки, включая модели стоимостью на несколько сотен долларов дороже.

Если вас смущает такой демпфер, вы всегда сможете в дальнейшем модернизировать его до модели Lyrik.

RockShox ZEB Ultimate

амортизатор RockShox ZEB Ultimate
  • Цена: 1 253 долларов США
  • Варианты размера колес и хода: 150-190 мм (27,5 и 29 дюймов)
  • Плюсы: Очень мягкое начало движения; хорошая поддержка в середине хода; легкость настройки с помощью регуляторов
  • Минусы: Начинающем велосипедистам может потребоваться дополнительная настройка

Вилка ZEB Ultimate от RockShox — одна из лучших вилок на рынке, обладающая впечатляющей уверенностью и управляемостью на неровных дорогах.

Ориентированная на гонщиков эндуро, ZEB Ultimate обладает лучшей в своем классе чувствительностью к малым неровностям, мягкостью и бесшумностью, отлично справляется с отслеживанием всех неровностей трассы.

В глубине хода имеется достаточная поддержка, обеспечивающая спокойную и уверенную езду на крутых участках, где ваш вес приходится на переднюю часть велосипеда.

Поступательное движение вилки происходит очень плавно на протяжении всего хода, придавая уверенность в конце, когда другие вилки могут показаться жесткими.

Регулировочные циферблаты обеспечивают широкий диапазон настроек, а компрессия на высоких и низких скоростях настраивается с короны вилки.

Стоит отметить, что настройка может оказаться немного сложной для начинающих велосипедистов, но сейчас RockShox работает и над этой проблемой. Эта вилка практически не имеет минусов и является одной из лучших в нашем обзоре.

Cane Creek Helm MKII

амортизатор Cane Creek Helm MKII
  • Цена: 1100 долларов США согласно результатам тестирования.
  • Размер колес/варианты хода: 130–160 мм (29 дюймов и 650b), протестировано 160 мм.
  • Вес: 2,08 кг (29 дюймов)
  • Плюсы: Высокий уровень регулировки; ощущение гибкости при езде
  • Минусы: Специфична в среднем диапазоне.

Helm MKII обладает 35-миллиметрвоыми стойками, которые обеспечивают точное прохождение сквозь значительные неровности, практически без заедания и значительного продавливания.

Можно легко настроить поступательное движение вилки, т.к. выравнивание отрицательной воздушной пружины относительно положительной осуществляется вручную. Однако признаем, что настройка может оказаться не такой простой, но это компенсирует превосходное качество Helm MKII.

Вилка очень эластична с самого начала движения. В середине хода создается ощущение, что вилка больше опирается на пружину для поддержки без демпфера, что обеспечивает очень мягкую езду. Helm MKII прекрасно справляется с камнями, некрупными бревнам и другими разнообразными препятствиями. У ней не наилучшая поддержка в середине хода, но есть большой диапазон демпфирования сжатия на низких скоростях.

Cane Creek Helm MKII имеет новые контуры сжатия и средний клапан для сохранения контроля во время резкого торможения. Модернизированная головка сальника SKF и демпферное масло Motorex защищают внутренние компоненты амортизатора и одновременно снижая трение.

Независимо от вашего стиля катания, поступательное движение Helm MKII с прекрасной прогрессией на протяжении всего хода штока обеспечит отменную предсйказуемость ощущений.

Cane Creek Helm MKII Coil

амортизатор Cane Creek Helm MKII Coil
  • Цена: 1049,99 долларов США.
  • Размер колес/варианты хода: 130–160 мм, 29 дюймов и 27,5 дюймов.
  • Вес: 2,33 кг (29 дюймов x 160 мм)
  • Плюсы: Чрезвычайно гибкая; легко регулировать, хорошее сопротивление неровностям.
  • Минусы: Может быть перегружена для более легких гонщиков; небольшой клиренс

Helm MKII от Cane Creek впечатляет своей податливостью, сглаживая дребезжание на мелких кочках и изолируя ваши руки от любых неровностей трассы.

При наличии четырех вариантов пружин на выбор для райдеров весом от 45 до 100 кг, предложенная пружина показалась нам слишком мягкой, желаемой поддержки не хватало даже при максимальном сжатии на низких скоростях.

После замены пружины на самую жесткую из имеющихся, вилка показала себя с наилучшей стороны, отлично реагируя на резкие движения по пересеченной местности.

В открытых настройках вилка становится очень жесткой, что ограничивает возможности ее регулировки в реальных условиях эксплуатации.

Мы также обнаружили, что клиренс вилки для установки шин довольно узкий: Cane Creek может принять шины максимальной шириной в 2,5 дюйма для 29-дюймовой модели. Такое ограничение затрудняет установку различных брызговиков на вилку.

Formula Selva R

амортизатор Formula Selva R
  • Цена: около 1355 долларов США.
  • Размер колес/варианты хода: 120–170 мм (29 дюймов и 650b)
  • Вес: 2,11 кг (29 дюймов)
  • Плюсы: большие возможности и удобная регулировка.
  • Минусы: узкая арка затрудняет установку брызговиков; возможно установить только тормозные роторы на 160 мм.

Вилка Selva R от Formula обладает впечатляющими возможностями регулировки, позволяющими настроить ее индивидуально под потребности каждого райдера.

Положительная и отрицательная воздушные пружины накачиваются независимо друг от друга, а с помощью объемной проставки из сжимаемой пены Neopos можно уменьшить прогрессию в конце хода.

Вы также получаете систему настройки Formula (CST), состоящую из сменных клапанов, которые изменяют настройку компрессии, предоставляя вам семь различных вариантов.

Система 2Air полезна для тонкой настройки в начальной части хода. Это дает вилке большую чувствительность к небольшим неровностям, позволяя колесу прижиматься к земле и легко находить сцепление на скользких трассах.

Selva R успокаивает ход и сохраняет стабильность передней части, без резких скачков в глубине хода. При торможении на неровностях отскок достаточно быстрый.

Даже без объемной проставки прогрессия была впечатляющей, и мы никогда не использовали полный ход, поэтому могли использовать более низкое давление, чтобы обеспечить еще большее поглощение неровностей.

Manitou Mezzer Expert

амортизатор Manitou Mezzer Expert
  • Размер колес/варианты хода: 140–180 мм (29 дюймов и 650b)
  • Вес: 2,09 кг (29 дюймов)
  • Плюсы: Впечатляющая производительность при умеренной цене.
  • Минусы: Посредственная поддержка; для настройки необходим цифровой манометр

Mezzer Expert оснащается «обратной аркой» Manitou, которая располагается за, а не перед 37-миллиметровыми стойками.

Внешние регулировки ограничены шестипозиционным регулятором низкоскоростного сжатия, блокировкой и регулятором низкоскоростного отскока.

Имеется также самобалансирующаяся отрицательная пружина и инкрементный регулятор объема (IVA), позволяющий изменять объем положительной воздушной камеры путем перестановки проставок.

Внешний вид реверсивной арки может вызвать разногласия, но работает она достаточно хорошо — точность прохождения технических участков у Mezzer Expert хорошая, а при поворотах с большой нагрузкой или резкой сменой направления мы ни разу не заметили потери сцепления.

Вилка ощущается жесткой, но не грубой. При движении по раздолбанным трассам вилка с небольшим усилием отрыва комфортно сидит в прогибе и хорошо поглощает мелкие неровности, обеспечивая надежное сцепление с дорогой и уверенность в поворотах, на участках с корнями и камнями.

Поддержка посредственная, но вилка может использовать свой ход и быстро восстанавливаться после повторных ударов. Продвижение к концу хода происходит плавно, без резких скачков в темпе. Вилка позволяет уверенно отрабатывать любые неровности и входить в глубокое сжатие на приземлениях. При езде по каменистому склону эта вилка позволит вывести ваше катание на новый уровень. 

Öhlins RXF34 m.2

амортизатор Öhlins RXF34 m.2
  • Цена: около 1450 долларов США.
  • Размер колес/варианты хода: 120 мм и 130 мм (29 дюймов).
  • Вес: 1740 г (130 мм), как утверждает Ohlins масса самой легкой модификации – 1,7 кг.
  • Плюсы: Широкий диапазон регулировок; много поддержки
  • Минусы: Цена

RXF34 m.2 от Öhlins предназначена для езды по склонам в дисциплинах downcountry, при этом приоритетом является общее снижение веса.

В пружине RXF34 m.2 используется не трехкамерная конструкция Öhlins, а традиционная положительная камера и самобалансирующаяся отрицательная камера с объемными проставками для увеличения прогрессии.

Шасси обеспечивает точное управление, а RXF34 m.2 способна удерживать траекторию на сложных каменистых и корневых участках лучше, чем другие легкие вилки.

Средний ход имеет достаточную поддержку, и даже при открытой низкоскоростной компрессии вилка оставалась уверенной и на сжатиях и в поворотах с высокой нагрузкой.

При использовании всего диапазона хода вилки не наблюдается никаких резких движений, вилка остается плавной и предсказуемой.

Как выбрать вилку для горного велосипеда?

Лучшие амортизационные вилки для MTB | руководство покупателя

Вилка может существенно изменить поведение велосипеда на подъемах и спусках. 

При выборе амортизационной вилки для горного велосипеда стоит ориентироваться прежде всего на весовую категорию велосипедиста и тип местности или техничность трассы, которые вы хотите преодолеть. В настоящее время рынок предлагает огромное множество вилок для горных велосипедов, от RockShox и Fox, каждая из которых предназначена для конкретного случая.

Основными различиями между категориями являются вес и жесткость. Более тяжелые и жесткие вилки предпочитают гонщики для трейлов и в дисциплинах эндуро, а более легкие вилки популярны среди тех, кто ценит низкий вес и не требуют дополнительной жесткости что прекрасно подходит для кросс-кантри.

Вилки с большим ходом для трейлов и эндуро обеспечивают повышенную жесткость за счет более мощного шасси с более толстым диаметром стоек (35–38 мм) по сравнению с вилками с коротким ходом, которые обычно имеют стойки меньшего размера (диаметр 32–34 мм).

Несмотря на то, что корпус часто остается одинаковым во всех ценовых диапазонах, внутренние компоненты, размещенные в вилке, значительно отличаются друг от друга, причем высококлассные варианты имеют более высокую производительность и возможности настройки по сравнению с бюджетными аналогами.

Как выбрать амортизационную вилку, подходящую к конкретному велосипеду?

Лучшие амортизационные вилки для MTB | руководство покупателя

Увеличение хода вилки может лишить вас гарантии на раму, поэтому ознакомьтесь с рекомендуемым ходом для вашей рамы.

Рамы горных велосипедов, исходя из их предназначения, проектируются с учетом конкретного хода амортизационной вилки.

Установка вилки с увеличенным или уменьшенным ходом может сильно повлиять на геометрию велосипеда, что может привести к чрезмерной нагрузке на раму. Поэтому нередко бренды указывают максимальный ход вилки для своих велосипедов, нарушение которого может привести к отмене гарантии.

Увеличение на 10 мм, например, замена 150-миллиметровой вилки на 160-миллиметровую, обычно не слишком сильно нарушает геометрию рамы. Однако мы рекомендуем ознакомиться с рекомендациями производителя рамы, прежде чем приступать к замене вилки.

Какой ход подвески мне необходим?

Лучшие амортизационные вилки для MTB | руководство покупателя

Увеличение хода может повысить проходимость велосипеда на спуске, но увеличит вес на подъеме. 

Если вы относите себя к любителям кросс-кантри, наслаждающимся выездами за город по относительно спокойным тропам и трассам, то наилучший баланс веса и комфорта вы найдете в вилке с ходом 80-120 мм и стойками шириной 30-34 мм.

Если вы ездите по трейлам и иногда выезжате в горы, то амортизационная вилка с ходом 120-150 мм и стойками шириной 34-36 мм обеспечит вам хороший уровень комфорта и сцепления с дорогой при приемлемом весе.

Для поклонников эндуро и любителей экстремальных спусков подойдет агрессивная вилка с ходом 160-180 мм и толстыми стойками шириной 35-38 мм, которая обеспечит наилучшее сцепление, жесткость и комфорт, правда за счет веса.

Если вы катаетесь на велосипеде для фрирайда или даунхилла, то вам нужен максимально возможный ход подвески для преодоления извилистых участков на высоких скоростях. В этом случае подойдет вилка с ходом 180-200 мм и стойками шириной 38-40 мм.

Какую вилку выбрать: пневматическую или пружинную?

Лучшие амортизационные вилки для MTB | руководство покупателя

Пружина в амортизационной вилке позволяет вилке сжиматься и компенсировать неровности и удары, возникающие при движении колеса по трассе. Обычно она располагается внутри левой ноги вилки и может быть как воздушной, так и спиральной (механической).

Жесткость спиральной пружины линейная величина, то есть существует прямая зависимость между силой, необходимой для сжатия пружины, и расстоянием ее смещения. Независимо от глубины хода витая пружина всегда будет сжиматься на одну и ту же величину при заданной нагрузке.

Пневматическая пружина представляет собой герметичный картридж с внутренним поршнем, который перемещается при поглощении вилкой удара, уменьшая объем и повышая давление в камере. Пневматические пружины являются прогрессивными, то есть нагрузка, необходимая для их сжатия, возрастает по мере движения штока.

На современных горных велосипедах наиболее популярны вилки с пневматической подвеской. Они намного легче своих пружинных аналогов и могут быть легко и точно отрегулированы путем повышения или понижения давления воздуха в камере с помощью амортизационного насоса.

Вилки с пружинным механизмом могут быть отрегулированы только путем замены пружины на другой экземпляр с большей или меньшей массой пружины. Такая регулировка требует больших затрат и времени.

Прямой или конический рулевой стакан

Лучшие амортизационные вилки для MTB | руководство покупателя

Большинство современных вилок имеют конический рулевой шток

Рулевая труба — это конструктивный элемент, соединяющая вилку с велосипедом, которая проходит через рулевой стакан велосипеда, а затем зажимается болтами выноса руля и якорем верхней крышки. Существует два стандарта для рулевых вилок.

Старый стандарт рулевой трубы имел диаметр 1 ⅛ дюйма по всей длине. Такие рулевые колонки называются прямыми.

Как следует из названия, конические рулевые колонки имеют переменный диаметр рулевой трубы — 1,5 дюйма в нижней части и сужаются до диаметра 1 ⅛ дюйма в верхней части. В большинстве современных горных велосипедов используется именно этот стандарт, который, как утверждается, позволяет повысить жесткость соединения рамы велосипеда и вилки.

Несколько велосипедных брендов отступили от этих стандартов. Так, компания Giant в течение нескольких лет использовала вилки с рулевой трубой Overdrive2, сужающуюся от 1,5 до 1,2 дюйма, а Cannondale (а также несколько других брендов, выпускающих электрические велосипеды) используют прямые рулевые трубы диаметром 1,5 дюйма.

Если у вас велосипед с коническим стаканом, то в него можно установить старую вилку с прямой рулевой трубой, однако для этого вам потребуется специальный адаптер.
Вместе с тем, установить вилку с конической рулевой трубой в раму с прямым стаканом не получиться.

Токены (прокладки)

Лучшие амортизационные вилки для MTB | руководство покупателя

Токены обычно поставляются вместе с новыми вилками.

Еще одним преимуществом вилок с пневматической пружиной является возможность их настройки с помощью объемных проставок, иногда называемых токенами или спенсерами. Эти проставки — недорогой способ настроить ход вилки.

Добавляя объемные проставки, вы эффективно уменьшаете размер внутренней воздушной камеры вилки, тем самым увеличивая прогрессию пневматической пружины. Это позволяет уменьшить общее давление воздуха, повысить чувствительность вилки в начале хода, не ухудшая при этом поддержку и темп ее подъема в глубине хода.

Удалив объемные проставки, можно наоборот сделать вилку более линейной. Это особенно полезно для более легких райдеров, которым сложно использовать весь ход вилки, и они не могут продавить вилку до конца хода.

Что такое демпфирование сжатия и отбоя?

Лучшие амортизационные вилки для MTB | руководство покупателя

Без демпфирования сжатия пружина была бы неуправляемой. 

Независимо от того, какая у вас пружина — пневматическая или спиральная, сама пружина выполняет довольно простую работу — она деформируется при ударе, а затем с той же силой возвращается в исходное положение.

Без демпфирования пружина, по сути, представляет собой «палку-пого» и не способна обеспечить контролируемую и предсказуемую езду на велосипеде.

Именно с этого момента в игру вступают демпферы отбоя и сжатия. Обычно демпфер располагается в правой ноге вилки и регулируется с помощью циферблатов, расположенных в верхней и нижней части ноги вилки.

Демпфирование отскока

Лучшие амортизационные вилки для MTB | руководство покупателя

Регулировка отскока обычно находится в нижней части левой ноги вилки. 

Демпфирование отскока регулирует скорость возврата пружины после поглощения удара. Слишком быстрое возвращение вилки в исходное положение приводит к неконтролируемому отскоку. Если отскок будет слишком медленный, то вилка не успеет возвратиться в исходное положение и не будет готова принять новый удар. В результате колесо велосипеда может потерять сцепление с дорогой.

Демпфирование высокоскоростного отбоя регулирует скорость отскока вилки от сильного удара, при котором используется большая часть хода подвески, а низкоскоростной отбой регулирует скорость отскока в оставшейся части хода.

К счастью, в большинстве качественных вилок для горных велосипедов демпфирование отскока можно регулировать. Увеличение демпфирования отскока (часто обозначается «+» на циферблате вилки) такая регулировка замедляет скорость возврата вилки в исходное состояние. Уменьшение демпфирования отскока (часто обозначается «-» на циферблате вилки) соответствует увеличению скорости возврата вилки в исходное положение.

Демпфирование низкоскоростного сжатия

Лучшие амортизационные вилки для MTB | руководство покупателя

В большинстве вилок предусмотрена регулировка низкоскоростного сжатия 

Демпфирование низкоскоростного сжатия (LSC) влияет на реакцию вилки на удары, при которых пружина сжимается медленно — например, при толчке на взлете или при прохождении уступа.

Добавление низкоскоростного демпфирования делает вилку более жесткой при коротком ходе штока. Это может обеспечить более надежную и стабильную работу вилки и лучшей чувствительности на мелких неровностях.

Демпфирование высокоскоростного сжатия

Лучшие амортизационные вилки для MTB | руководство покупателя

Высокоскоростная компрессия может предотвратить пробой амортизатора при сильных ударах. 

Демпфирование высокоскоростного сжатия (HSC) обычно доступно только в вилках высокого класса. Она влияет на реакцию вилки на воздействия, которые заставляют пружину быстро сжиматься, например при сильных ударов.

Добавление высокоскоростного демпфирования сжатия позволяет предотвратить проваливание вилки через весь ход или полный отскок назад.

Как определить свой размер вилки?

Лучшие амортизационные вилки для MTB | руководство покупателя

Перед покупкой новой вилки следует проверить рекомендуемый ход подвески для вашей рамы.

Рассматривая возможность модернизации вилки, важно знать ее ход и размер, поскольку ее замена на модель с другими параметрами, не соответствующими вашей раме, может привести к потери гарантии.

Ход подвески часто указывается на задней части ног вилки, непосредственно под местом соединения стоек с нижними частями. 

Длина штоков также может служить индикатором величины хода вилки. Однако этот показатель не всегда надежен, поскольку некоторые вилки при сжатии не используют всю длину штока.

Другим важным измерением является расстояние от оси до коронки. Оно измеряется по прямой линии от короны вилки до оси. При измерении этого расстояния важно, чтобы вилка не была провисающей, поэтому перед тем, как взять рулетку, убедитесь, что стойки полностью выдвинуты.

Игорь Каверин
Оцените автора