Надевайте свои шлемы и приготовьтесь к захватывающему путешествию, которое охватит более чем столетнюю историю вращения педалей и расскажет то, как менялись и улучшались легендарные велосипеды Тура де Франс.
Мы изучим нюансы каждой эпохи, особенно концентрируясь на инновациях и нововведениях, изменивших облик профессионального велоспорта.
Начиная с первых дней использования фиксированных передач и деревянных рам и заканчивая внедрением электронного переключения передач и карбоновых рам, мы засвидетельствуем то, как эти новаторские приспособления одержали победу в условиях труднопроходимой местности и изнурительных дальних поездок.
Крепче хватайтесь за руль, ведь мы отправляемся в увлекательное путешествие сквозь летопись истории велоспорта.
1. Морис Гарин – на велосипеде La Francaise (1903)
С кого же начинать, если не с велосипеда La Francaise Мориса Гарина, одержавшего победу на первом Туре де Франс в 1903 году.
Велосипед был изготовлен преимущественно из стали и имел фиксированную передачу – атрибут того времени, требующий постоянного вращения педалей для поддержания движения и оказания обратного давления для торможения.
La Francaise был оснащен деревянными рамами и шинами шириной 32-38 мм, что делало его пригодными для езды по различной местности – жизненно важная деталь, если учитывать ужасное качество дорог во Франции той эпохи. Он также был дополнен кожаным седлом для обеспечения «комфорта».
В сравнении с современными шоссейными велосипедами этот достаточно тяжелый, а отсутствие механизма свободного хода и фиксированная передача в совокупности с поразительными расстояниями ранних этапов Тура дают нам понять, что Гарин и его современники во время своих гонок оказывались в незавидном положении.
2. Фирмин Ламбо – на велосипеде La Sportive (1919)
После Первой Мировой Войны многие производители велосипедов оказались в бедственном положении или вовсе прекратили свое существование, в то время как выжившие бренды, такие как Alcyon, Armor, Automoto, Clement, La Francaise, Gladiator, Griffon, Hurtu, Labor, Liberator, Peugeot и Thomann объединились, сформировав таким образом La Sportive.
Такая коллаборация обеспечила велосипедами и комплектующими более половины пелотона, тем самым позволив гонкам продолжаться. Фирмин Лабо же, в свою очередь, стал первым обладателем «желтой майки лидера».
Этот период был также ознаменован значительным сдвигом в техническом ландшафте.
Несмотря на первоначальное сопротивление организатора Анри Дегранжа, гонщиков и прессы, которые полагали, что внедрение муфты свободного хода снизит сложность гонки и увеличит риск механических повреждений, это нововведение вскоре получило широкое признание за счет характерных для спуска опасностей.
Ключевым фактором при внедрении стала эволюция тормозных систем, заключавшаяся в переходе от стержневых тормозных систем на шине или раме к тросовым суппортным тормозам, воздействующим на раму и подобных тем, что используются в современном велоспорте.
La Sportive распалась в 1992 после того, как каждый из брендов восстановил свою индивидуальную стабильность после войны.
3. Роже Лапебье – на велосипеде L’Auto (1937)
Этот велосипед олицетворяет уникальную эру, начатую французской газетой L’Auto, отвечавшей за запуск почетного велосипедного мероприятия в 1903 году.
В период с 1930 по 1939 с целью поднятия престижа гонки Анри Дегранж требовал, что все гонщики вывешивали название газеты на своих велосипедах. Такая инновационная маркетинговая стратегия была возможна тогда, когда велосипедисты состязались в национальных командах, во избежание возможных коммерческих конфликтов интересов.
Кроме того, 1937 год ознаменовался внедрением решительных изменений в порядок гонок, которые заключались в том, что от всех гонщиков требовалось использование исключительно модели переключателя передач Super Champion, разработанной швейцарским велосипедистом и производителем Оскаром Эггом. Предполагаемые причины этого решения сводились к теориям о возможных контрактных соглашениях и комиссионных сделках между организаторами мероприятия и производителем.
Согласие на эти условия Роже Лапебье и остальной части пелотона привело к резкому росту продаж Super Champion.
Система переключения передач Super Champion была революционной для своего времени, ведь она предполагала 3-4 передачи и давала возможность их переключения без необходимости остановки или замены колеса (как это было раньше), таким образом, также отпадала надобность в регулировки натяжения цепи.
4. Хуго Коблет – на велосипеде La Perle (1951)
Джино Бартали, Хуго Коблет и Фьоренцо Маньи, спринт перед финишем на Тур де Франс.
Историческая победа Хуго Коблета в 1951 году была достигнута отчасти за счет технических инноваций.
Модель Gran Sport, ранний прототип переключателя передач, созданный Туллио Кампаньоло, обеспечила велогонщиков революционным и «современным» методом переключения передач.
Технология Компаньоло была улучшена в сравнении с предыдущими моделями, что значительно улучшило производительность и привело к использованию ее в велосипеде Коблета La Perla для Тура 1951 года.
Переключатели передач этой модели были удобно расположены на нижней трубе рамы, позволяя гонщикам управлять как передними, так и задними переключателями передач при помощи системы тросовых тяг.
5. Жак Анкетиль – на велосипеде Gitane (1963)
Жак Анкетиль лидирует в группе на своем Gitane
Известный французский бренд Gitane был тесно связан с велогонками с середины 1960х и до середины 1980х.
Эта эра стала золотым периодом для компании, поскольку именно в этот период модели этой компании одержали все свои 9 побед в Туре де Франс.
Анкетиль, наряду с несколькими другими французскими чемпионами – Бернаром Ино и Лораном Финьоном, а также бельгийским участником Люсьеном ван Импе, помог укрепить популярность бренда Gitane.
6. Эдди Меркс – на велосипеде Eddy Merckx (1974)
Эдди Меркс, почитаемый как самый успешный велосипедист в истории и одержавший 5 побед в Туре де Франс и 5 побед в Джиро д’Италия, также известен благодаря своему одноименному бренду велосипедов.
Стоит, однако, отметить, что производство велосипедов он начал только после своего выхода на пенсию в 1980 году. Что же касается его победоносных гонок, то в то время Меркс ездил на велосипедах Masi и Kessels, просто подписанных его именем.
7. Бернард Тевене – на велосипеде Peugeot (1977)
Известный французский производитель автомобилей Peugeot имеет богатое наследие не только в сфере автомобильной промышленности, но также и в мире велосипедов, производство которых велось ими с 1882 года.
Компания известна своими победами в Туре де Франс, начавшимися с Луи Трусселье в 1905 и завершившимися на Бернарде Тевене в 1977.
8. Грег Лемонд – на велосипеде Bottecchia (1989)
В 1989 году американский велосипедист Грег Лемонд подчеркнул неоспоримую важность аэродинамики в велоспорте. В ходе индивидуального заезда на время в последний день Тура Лемонд сумел достичь 50-секундного отрыва от французского велосипедиста Лорана Финьона.
К концу дистанции в 24,5 километра он опередил Финьона на 8 секунд, опережая его на ощутимые 2,3 секунды каждый километр и достигая средней скорости, превышающей скорость соперника на 2 км/ч.
В отличие от Финьона, который ездил на велосипеде с обычным рулем, без шлема и в очках с высоким сопротивлением воздуху, Лемонд отдал предпочтение рулю для триатлона и аэродинамичному шлему.
9. Крис Бордман – на велосипеде Lotus (1994)
В сезоне 1994 года Крис Бордман успешно воспользовался мощью электрического переключения передач и улучшенной аэродинамикой своего гоночном велосипеда Lotus.
Бордман также использовал групсет Mavic Zap, впервые представленный Тони Ромингером в 1993 году, и это позволило ему одержать победу во вступительной гонке.
Но, несмотря на это достижение, остальная часть пелотона не спешила перенимать используемые Бордманом передовые технологии.
10. Мигель Индурайн – на велосипеде Pinarello (1995)
Мигель Индурайн одержал четыре победы подряд с 1992 по 1995 на велосипедах бренда Pinarello (в 1991 им был использован велосипед Razesa).
Четвертая победа Индурайна на велосипеде Pinarello в 1994 году стала последней одержанной на стальном велосипеде. Его последний Тур в 1995 году ознаменовал переход от стали к алюминию, поскольку используемая им тогда модель Pinarello была сделана из облегченного материала. Этот переход к алюминию продолжался вплоть до первой победы в Туре Лэнса Армстронга на карбоновом велосипеде.
Хотя официально первый карбоновый велосипед, одержавший победу, был классифицирован только в 1999 году, карбон использовался и ранее. Например, легендарный Pinarello Espada Мигеля Ингурайна, на котором он одержал победу в Сераинге в 1995 году в гонке на время с дистанцией в 54 километра, был сделан из карбона.
В целом, 90-е годы запомнились, как эра радикальных решений в конструировании смещении фокуса на аэродинамику. Lotus Бордмана, наряду с Pinarello Espada Мигеля Ингурайна, служат ярким примером инноваций того периода.
Однако эта волна новаторства завершилась в 2000 году, когда Международный союз велосипедистов ввел строгие правила в отношении спецификаций велосипедов и снаряжения.
11. Марко Пантани – на велосипеде Bianchi (1998)
Гармоничное сочетание алюминиевой рамы Bianchi и групсета Кампаньоло, представленные в культовом цвете Celeste (часто называемом зеленым Bianchi), стали хорошим дополнением желтой победной майке Пантани.
Бренд Bianchi, основанный Эдоардо Бьянки в 1885 и признанный старейшим на сегоняшний день производителем велосипедов, внес в свой вклад в три победы, одержанные итальянцами в Туре де Франс.
12. Лэнс Армстронг – на велосипеде Trek (1999)
В 1999 году Лэнс Армстронг совершил исторический заезд на велосипеде Trek 5500. Это стало новым витком в истории лидирующего на тот момент производителя велосипедов Trek, основанного в 1976 году. Победа Армстронга стала первой для Trek в Тур де Франс, но полученное с ее помощью преимущество им удалось сохранять на протяжении последующих семи лет, вплоть до 2005 года.
Trek 5500, на котором ездил Армстронг, стал первым 100% карбоновым велосипедом, одержавшим победу в Туре, и этот факт также ознаменовал победу Shimano – японского производителя составляющих для велосипедов.
Для своего времени конструкция велосипеда Trek 5500 была революционной. Новшество заключалось в том, что при его производстве применяли не стандартный метод соединения труб путем сварки или использования наконечников, а метод формования, который в наше время уже стал нормой при производстве карбоновых велосипедов.
Что же касается оборудования, то в 1999 году американская команда использовала колесные пары Rolf.
13. Кэдел Эванс – на велосипеде BMC (2011)
Кэдел Эванс вписал свое имя в историю велоспорта в 2011 году, став первым австралийцем, одержавшим победу в Тур де Франс.
Верными спутниками триумфатора стали два революционных шоссейных велосипеда швейцарского бренда BMC, которые он чередовал, – BMC Team Machine SLR01 и BMC Impec.
Велосипед BMC Team Machine SLR01 стал первопроходцем в применении технологии нанолегкости, которая значительно улучшила эксплуатационные характеристики рам из углеродных волокон.
Велосипед BMC Impec также сыграл не последнюю роль в этом успехе. В отличие от обычных карбоновых велосипедов, изготовленных путем формования рамы, Impec был полностью изготовлен на станке.
Благодаря своей инновационной технологии плетения с определенной нагрузкой BMC добились безупречного качества труб из углеродного волокна.
Победа Эванса также продемонстрировала эффективность Dura-Ace 7970 от бренда Shimano с их системой Di2 (встроенный цифровой интеллект), представленной в 2009.
14. Винченцо Нибали – на велосипеде Specialized (2014)
В 2014 году Винченцо Нибали одержал победу, когда впервые после 2011 года применил систему механического переключения передач.
Примечательно то, что это достижение произошло в эру электронных групсетов, которые уже использовались Campagnolo – брендом, сотрудничавшим с командой Нибали.
Этот Тур, вероятно, ознаменовал конец эры велоспорта, в которой победители ездили на велосипедах с тросовым переключением передач, что сделало победу Нибали уникальным историческим событием.
15. Йонас Вингегор – на велосипеде Cervelo (2022)
В своей победоносной кампании 2022 года Йонас Вингегор прославился на велосипеде Cervelo R5.
Легковесный гоночный велосипед, оснащенный 12-ступенчатой электронной системой переключения передач Shimano Dura-Ace R9200 и колесной парой Shimano C50, оказался поистине молниеносным, когда дело касалось преодоления подъемов.
Однако, Вингегар без малейших сомнений сменил его на другие велосипеды бренда в зависимости от этапа гонки: более аэродинамичный Cervelo S5 для этапов на плоской местности и Cervelo P3 для гонок на время.
Гонка 2022 года стала также предвестником решающих изменений в профессиональном велоспорте, так как большинство команд отказались от традиционных ободных тормозов в пользу дисковых, что по сути и стало концом эры велосипедов с ободными тормозами.