Как и на большинство вещей в нашей жизни, технологическая революция кардинально повлияла на профессиональный велоспорт. Новые велосипедные технологии изменили подход к спорту как любителей, так и профессионалов.
Революционные достижения в аэродинамике, оснащении, коммуникациях и антидопинговых технологиях имели непосредственное влияние на спорт в целом. И, конечно, нигде это не бросается в глаза так сильно, как в самой известной велосипедной гонке – Тур де Франс.
Тур де Франс – это место, где берут начало самые передовые технологии области, а гонщики, команды и организаторы в свою очередь имеют к ним неограниченный доступ, чтобы максимально раскрыть свой потенциал.
В этой статье мы расскажем о том, как технологический прогресс влияет на крупнейшее мероприятие в мире профессионального велоспорта – Тур де Франс.
Мы рассмотрим такие темы:
- отслеживание и анализ производительности;
- инновации в аэродинамике и оснащении;
- антидопинговые технологии;
- ответим на вопрос: чем же вызван технологический прогресс в велоспорте?
Отслеживание и анализ производительности в велоспорте
Контроль производительности – это одна из самых быстро развивающихся отраслей велосипедных технологий, которая среди всех прочих оказывает наибольшее влияние на Тур де Франс.
В наше время гонщики имеют доступ к множеству различных показателей, отражающих их физические характеристики, прогресс и восстановление. Невозможно не оценить колоссального влияние таких технологий на процесс тренировок, так как они позволяют гонщиками объективно оценить их текущее состояние и спрогнозировать возможные изменения.
Отличным примером таких технологий служат ваттметры (измерители мощности). Они крепятся к педалям велосипеда, шатунам, каретке, а иногда и на втулке, и измеряют мощность выдаваемую гонщиком в единицу времени.
Виды современных ваттметров для велосипедов
В наши дни оснащение велосипедов каждого гонщика из стартового списка Тур де Франс будет включен измеритель мощности, и в результаты, считываемые измерителем в течение гонки, дадут точное представление о количестве энергии, затраченном спортсменом.
Это незаменимые данные, когда речь идет об оптимальном питании в процессе гонки, а также восстановление после нее.
Кроме того, в ходе тренировок с помощью ваттметра можно получить точную информацию об улучшении физической формы и выяснить точное время, необходимое для восстановления между гонками.
Другим важным (и более современным) технологическим достижением в спорте считается внедрение сложного аналитического программного обеспечения.
Данные, собираемые измерителями мощности, конечно, полезны, однако действительно ценными они становятся только при условии надлежащего их анализа.
При оценке восстановления, например, максимально точную информацию о текущем состоянии гонщика возможно получить только при доступе к такому программному обеспечению, как WHOOP, и подобным ему инновациям. Проводя непрерывные измерения физических нагрузок, сна и питания, WHOOP предоставляет исключительно детальную и точную информацию о текущей физической форме и процессе восстановления спортсмена. Тем более что благодаря современным исследованиям нам известна важность сбалансированного режима тренировок для достижения необходимого прироста физической формы, такой режим подразумевает достаточное количество времени для восстановления спортсмена. Современное программное обеспечение чрезвычайно полезно для этих целей и позволяет достичь спортсменам наилучших результатов.
У велогонщиков и команд в наши дни есть доступ к очень продвинутому картографическому программному обеспечению, которое способно предоставлять подробное описание трассы прямо во время гонки в режиме реального времени. Они включают в себя также оценку погодных условий, координаты точек заправки и подробные указания в отношении этапа гонки.
Эти технологии позволяют командам должным образом подготовиться к гоночному дню. Например, детальный прогноз погоды поможет определиться с выбором одежды или даже сменой тактики, основанной на скорости и направлении ветра.
А благодаря указанию координат точек заправки гонщики имеют представление о том, как скоро они смогут подкрепиться, от чего будет зависеть распределение их силы.
Велоспорт — инновации в аэродинамике и оснащении
Пожалуй, экипировка, используемая в наши дни велосипедистами Тур де Франс, является одной из самых впечатляющих форм технологического прогресса.
Велосипедная экипировка развивается чрезвычайно быстро, и, хотя эти изменения и происходят постепенно, они оказывают большое влияние на велогонщиков.
Прекрасным примером технологических достижений в этой сфере являются достижения в области аэродинамики. Аэродинамика рассматривает эффективность объекта, движущегося в воздушном пространстве. А точнее, она рассматривает сопротивление объекта и воздуха при движении.
Когда вы двигаетесь в воздушном пространстве, каждая из его молекул взаимодействует с вами и отскакивает от вас. Это оказывает небольшое сопротивление на вас, зависящее от вашей скорости относительно скорости воздуха. И, если учесть вклад каждой молекулы воздуха, эта сила становится значительной.
Общая сила сопротивления равна лобовому сопротивлению, которое можно сократить, если попытаться придать объекту такую форму, чтобы при столкновении с ними частицы воздуха не отскакивали, а «прилипали» и скатывались по объекту.
Достижения в области аэродинамики в велоспорте, как правило, движутся в двух направлениях. Они либо направлены на улучшение аэродинамических свойств экипировки – велосипедов, шлемов, одежды и всего остального, что физически соприкасается с воздухом, находясь на велосипедисте, или же они направлены на улучшение наших знаний об аэродинамике, что влияет на поведение и тактику гонщиков.
Изменения в первой категории оказывают большое влияние на возможности достижения гонщиками различных скоростей, особенно на спуске и особенно, когда дело касается одиночной езды или гонок на время.
Аэродинамичность вашего велосипеда сама по себе потенциально может значительно снизить лобовое сопротивление за счет специальной формы рамы и колес, направленной на улучшение их аэродинамических характеристик.
Например, переход на аэродинамичные колеса с высоким профилем позволяет уменьшить усилия, прикладываемые велогонщиком для поддержания темпа на высокой скорости.
Из этого правила, конечно, есть и исключения, например, гонщики, участвующие в горных участках, где вес колес будет играть более существенную роль чем аэродинамика.
Новые исследования с применением экспериментов в аэротрубе показали, что в сравнении с одиночной ездой езда в пелотоне позволяет значительно сократить сопротивление: для гонщиков внутри пелотона – на 40%, в конце пелотона – на 97%.
По сути, это основная концепция, лежащая в основе всех современных тактик езды на велосипеде.
К тому же, физическое положение гонщика на велосипеде влияет на аэродинамические характеристики на 80%, в то время как сам велосипед лишь на 20%. Например, нахождение велосипедиста в нисходящем полусогнутом положении позволяет снизить лобовое сопротивление на 32%. Такие нюансы оказывают заметное влияние на поведение велогонщиков и их успех в Туре де Франс.
Другие усовершенствования в оснащении, не связанные с аэродинамикой, также могут значительно повлиять на исход гонки.
Электронная трансмиссия, например, значительно упрощают процесс переключения передач для велогонщика, позволяют сократить количество механических воздействий и гарантируют надежное переключение даже при высоких нагрузках. Что, конечно, не идет ни в какое сравнение с неиндексированными трубчатыми переключателями прошлых лет.
Другим примером может послужить переход на более широкие шины. Ранее считалось, что настолько тонкие шины, насколько это возможно (примерно 23 мм), позволяют сократить сопротивление качению по земле за счет уменьшение площади контакта с поверхностью.
Однако не так давно выяснилось, что это было заблуждением, так как внутренне сопротивление, возникающее за счет большого давления, оказываемого на маленькую площадь, наоборот возрастает при такой ширине шин.
Золотой серединой, позволяющей свести к минимум как трение, так и внутренне сопротивление, оказалась ширина примерно в 28 мм. Стоит отметить, что такое значение сопряжено с небольшим снижением аэродинамики, но оно с лихвой компенсируется снижением сопротивления качению.
И это лишь несколько примеров множества новейших технологических достижений в оснащении Тура де Франс, оказывающих на гонку влияние и подталкивающих ее к совершенствованию год от года.
Антидопинговые технологии в велоспорте
Со времен не самого лучшего для велоспорта периода, связанного с серией допинговых скандалов во главе с публичным признанием Лэнса Армстронга всего 10 лет назад, предпринималось множество неустанных и целенаправленных мер по улучшению тестирования и антидопинговых технологий, чтоб полностью устранить это явление в велоспорте. Насколько нам известно, эти меры оказались достаточно успешными.
Подход к выявлению допинга на Тур де Франс двоякий. Во-первых, режим тестирования стал намного жестче.
Обязательные запланированные тесты в совокупности с неизбежными случайными тестам, проводимые в отношении каждого гонщика, а также достаточно строгие меры наказания для всех пойманных служат хорошим сдерживающим факторов для участников, имеющих соблазн воспользоваться препаратами, повышающими производительность.
Но, что возможно даже более важно, в тесты были вложены достаточно большие средства для того, чтобы добиться их максимальной точности даже в отношении трудноопределяемых веществ. В этой части технологии продвинулись сильнее всего.
Чем вызван технологический прогресс в велоспорте?
Технологические достижения, направленные на улучшение экипировки, производительности и тактики во время Тура де Франс, могут быть объяснены лишь одним фактором – научным прогрессом.
За последние 30 лет технологическая революция изменила практически все в нашей жизни, упростив наш опыт, объединив нас как вид и создав инновации, которые видоизменили наш образ жизни.
То же самое происходит и в велоспорте. Достижения в аэродинамике, например, можно объяснить улучшением понимания аэродинамики и более точным моделированием соответствующих ситуаций. Что, конечно, также связано и с прогрессом в сфере программного обеспечения, в котором эти сценарии и моделируются.
По сути, любое достижение в аэродинамике на данный момент связано с появлением области вычислительной гидродинамики (CFD), а также с быстрым и постоянным совершенствованием программного обеспечения, используемого для моделирования.
Кроме того, с быстрым развитием отрасли программного обеспечения и вычислительной техники, которое является побочным эффектом от достижений в области физики, материаловедения и информатики, можно связать также достижения, связанные с отслеживанием и анализом производительности.
Бортовые велосипедные компьютеры – основа современного мира велоспорта – это по сути мощные миниатюрные компьютеры в передней части вашего велосипеда, и их существование стало возможно благодаря уменьшению размера транзистора.
Антидопинговые технологии, и в частности усовершенствование точности тестирований, напрямую связаны с развитием медицинских технологий.
Велоспорт неразрывно связан с научным прогрессом, что в конечном счете обуславливает также и неизбежные будущие его достижения. Они, вероятно, появятся в большом количестве и достаточно скоро, особенно если учесть новейшие достижения в области искусственного интеллекта и потенциальные бесконечные возможности его применения для улучшения программного обеспечения и аналитики в велоспорте.