В этой статье речь пойдет о ремонте и регулировке велосипедных втулок на насыпных подшипниках типа «чашка — конус».
Велосипедные втулки могут быть как регулируемыми — чашечно-конусными (втулки на насыпных подшипниках), так и нерегулируемыми — картриджными часто их называют втулки на промподшипниках.
Поверхности подшипника насыпного типа можно отрегулировать по зазору – устранить люфт. Базовая сстема подшипников показана ниже. Чашка обычно представляет собой постоянную прессовую посадку в корпусе втулки, конус захватывает шариковый подшипник, проставочное кольцо и контргайку затягивается на конусе, чтобы предотвратить перемещение конуса. Если есть люфт подшипника его можно устранить путем перемещения конуса ближе к чашке.
Внизу представлено схематичное фото разобранной втулки заднего колеса на насыпных подшипниках
- А — Корпус втулки
- В — Шарики подшипника
- С — Ось
- D — Конусы
- E — Шайбы
- F — Контргайка
- G — Резиновый пыльник
Втулки на промподшипниках обычно нельзя отрегулировать и как правило при появлении люфта их необходимо заменить.
Разборка задней втулки велосипеда
- Снимите кассету.
- Снимите быстросъемный эксцентрик, если у вас сквозная ось, открутите гайки оси.
- Осмотрите концы осей. Измерьте и запишите, на сколько ось выступает за контргайку.
- Снимите резиновый пыльник. Запомните последовательность установки мелких деталей (сделайте фото на телефон), чтобы при обратной сборке не нарушить последовательность.
- Удерживая конус конусным ключом, ослабьте контргайку против часовой стрелки.
- Снимите контргайку и все шайбы.
- Снимите конус, повернув его против часовой стрелки.
- Поместите руку под правую сторону и медленно поднимите колесо. Будьте готовы поймать шарики подшипников, упавшие из тела втулки. Поместите колесо на ровную поверхность.
- Осмотрите ось, снимите правую контргайку и конусы. Обратите внимание, что левые и правые конусы, шайбы и контргайки могут быть разными.
- Подсчитайте количество шариков с каждой стороны втулки, а затем осторожно извлеките подшипники из корпуса ступицы, для этого удобно использовать пинцет или магнит.
- Протрите и очистите все детали. Детали должны быть сухими для сборки. Протрите механизм втулки влажной тряпкой. Не замачивайте втулку в растворителе. Корпуса ступиц смазываются изнутри легкой смазкой, и пропитка их растворителем удалит смазку.
Осмотр деталей втулки
- Осмотрите чашки и конусы втулки на наличие точечной коррозии или повреждений. Также используйте шариковую ручку, чтобы проверить траекторию движения шариков внутри втулки. Шероховатость и износ будут ощущаться.
- Осмотрите шарикоподшипники на предмет блеска и яркости. Если шарики потускнели, их следует заменить. Если чаша повреждена, ее, как правило, необходимо о заменить.
- При осмотре оси прокатите ось по ровной поверхности. Посмотрите с близкого расстояния. Погнутые оси нельзя выправить. В случае повреждения потребуется новая ось.
Сборка задней втулки
- Смажьте резьбу оси.
- Обильно смажьте внутреннюю часть чашек кожуха ступицы.
- Поместите шарикоподшипники в чашки и покройте большим количеством смазки. Убедитесь, что шары ровно сидят в чашке.
- Установите детали с правой стороны втулки. Соблюдайте последовательность их расположения (руководствуйтесь фото с телефона, которую вы сделали ранее). Полностью затяните контргайку конуса.
- Установите ось через правую сторону ступицы.
- Аналогично установите детали оси с левой стороны.
Регулировка втулки велосипеда
Быстросъемные втулки имеют полые оси, которые слегка изгибаются при закрытии быстроразъемного соединения. Регулировка подшипника ступицы должна учитывать это дополнительное давление. Когда быстросъемная втулка не зажата в раме, в оси должен быть небольшой люфт. Этот люфт исчезает при зажатии ступицы и колеса в раме.
- Используйте конусный ключ и удерживайте конус от перемещения. Запомните положение и угол ключа.
- Используйте другой ключ на контргайке. Поверните контргайку против часовой стрелки, чтобы ослабить.
- Ослабьте конус, повернув конусный ключ против часовой стрелки примерно на 1/4 оборота или на 90 градусов.
- Удерживайте конус от перемещения конусным ключом и затяните контргайку. Контргайка должна быть полностью затянута, прежде чем можно будет проверить люфт.
- Проверьте люфт оси путем поступательных движений вбок.
Регулировка втулок на сквозных осях
В системах втулок на осях используются осевые гайки и шайбы на внешней стороне дропаутов, чтобы удерживать колесо в раме велосипеда. Регулировка подшипников ступицы сплошной оси аналогична быстросъемному типу оси на эксцентриках, но нет необходимости допускать изгиб оси.
Установите колесо в раму аналогично быстросъемным втулкам, как описано выше. Затяните гайку оси внутри дропаута, удерживающего колесо. Теперь ось держится крепко. Проверьте люфт подшипника.
Суть решулировк и заключается в том, чтобы найти минимальнуя степень затяжки конусов, при котором колесо будет свободно вращаться и в тоже время у оси не будет люфта.
Осуществляйте регулировку небольшими шагами, пока люфт не исчезнет.
Втулки на промышленных подшипниках
В этих типах втулок используется подшипниковый узел промышленного типа. Внутреннее и внешнее вращающиеся кольца и шарикоподшипники установлены как единое целое. Эти втулки не ремонтопригодны и не нуждаются в регулировке. Если картриджные подшипники изношены, загрубели или имеют люфт, картридж следует заменить.
В этом случае подшипниковый узел снимается и запрессовывается новый. Для этого требуются специальные инструменты, и лучше поручить эту операцию профессиональным механикам.