Как отрегулировать и индексировать передачи велосипеда, диагностика и устранение распространенных проблем с переключением
Если передачи на вашем велосипеде проскальзывают, отсутствует точность переключений, или они вообще не могут переключаться на определенные передачи, возможно Вам понадобится настройка переключателя или как это правильно называть индексация.
Когда вы нажимаете на монетку переключения передачи на руле своего байка , рычаг переключения тянет за собой трос, который в свою очередь передает воздействие на механизм заднего переключателя (или переднего). При каждом нажатии на монетку происходит характерный щелчок и лапка переключателя перебрасывает цепь на следующую звезду. При правильной настройки индексации каждый щелчок монетки будет соответствовать одному точному перемещению цепи по кассете.
Тросы передач со временем могут растянуться, забиться грязью все это может сбить настройки и привести к проблемам с переключением скоростей.
В этом пошаговом руководстве мы объясняем, как правильно настроить индексацию переднего и заднего переключателей путем регулировки натяжения троса.
Мы также расскажем, как установить ограничительные винты на вашей трансмиссии. Это полезно, если вы настраиваете новый передний или задний переключатель с нуля.
Бесшумная и плавная работа трансмиссии в совокупности с правильно настроенным переключением скоростей подарят Вам положительные эмоции от управления своим байком и позволят сконцентрироваться на достижении новых спортивных целей.
В свою очередь неправильно настроенный переключатель, скрежет трансмиссии может испортить настроение от любой поездки. С регулировкой передач вашего велосипеда справится даже самый неопытный механик.
Как индексировать передачи на вашем велосипеде
Перед началом работы необходимо проверить состояние некоторых компонентов вашей трансмиссии, так-как неисправность ее элементов, например, погнутый петух сделает работу по настройке переключателя бессмысленной.
Убедитесь, что рама Вашего велосипеда не имеет видимых деформаций геометрии, которая могла бы статья следствием серьезного падения, задний переключатель установлен ровно, петух (металлический кронштейн на котором прикреплен переключатель к раме ) не погнут.
Тросы должны быть в хорошем состоянии, свободно и беззвучно двигаются внутри рубашек. Их концы не должны быть изношены, а на внешнем корпусе не должно быть трещин и потертостей.
Также стоит убедиться, что крепежные болты переключателя, кассета закреплены с рекомендованным производителем моментом затяжки.
Вы также должны проверить состояние переключателей (заднего и в случае наличия переднего) для начально визуально. Со временем у переключателей может появиться люфт в шарнирах или рычагах, что будет негативно влиять на качество переключений.
Перед регулировкой передач стоит проверить затяжку заднего переключателя и кассеты.
Храповик внутри монетки (рычага переключения передач на руле) тоже может со временем изнашиваться, что выражается, как правило, в невнятном ощущением от щелчка.
Если на этом этапе все в порядке, тогда поехали! займемся настройкой индексации.
Если вы настраиваете новый переключатель, вам нужно будет установить ограничительные винты в переключателях.
Что нужно для индексирования переключения скоростей
- Шестигранный ключ, подходящий к вашему болту крепления троса переключения передач, обычно размером 4 мм или 5 мм.
- Динамометрический ключ (необязательно, но рекомендуется).
Настройка заднего переключателя велосипеда
Шаг 1
Переключите цепь на заднем переключателе на самую маленькую звезду.
Если в вашей трансмиссии установлен передний переключатель, переключите его на среднюю или
наименьшую шестерню.
Шаг 2
Закрутите регулировочный барашек заднего переключателя полностью до упора по часовой стрелке, а затем на один оборот против часовой стрелки, тем самым создав диапазон для дальнейшей регулировки.
Регулировочный барашек позволяет выполнять тонкую регулировку натяжения троса.
Аналогичным образом отрегулируйте регулировочный барашек монетки переключателя, расположенной на руле.
Шаг 3
Ослабьте болт крепления троса на заднем переключателе.
Шаг 4
Несильно потяните за тросик (сильно натягивать не надо) и снова затяните крепежный болт троса.
Шаг 5
Осторожно крутите педали и одновременно один раз нажмите на рычаг монетки для переключения цепи на вторую звездочку.
Если цепь не переключилась , вам нужно увеличить натяжение троса, повернув барашек заднего переключателя против часовой стрелки, при этом не переставайте вращать педали.
Продолжайте медленно поворачивать барашек и увеличивать натяжение троса до тех пор, пока не произойдет перемещение цепи на вторую звезду задней кассеты.
Если цепь плавно переключилась на вторую передачу и нет чрезмерного шума, это хороший знак.
Регулируйте натяжение троса, пока цепь не встанет точно на вторую звезду и вращение педалей не будет сопровождаться посторонним шелестом.
Как правило, для достижения максимальной точности настройки и хорошего результата вращение регулировочного барашка следует осуществлять каждый раз на четверть оборота для достижения наилучшего результата.
Шаг 6
Теперь щелкните монеткой, для понижения передачи (перемещения цепи на следующую более большую звезду).
Шаг 7
Если Вы все сделали правильно дальнейшие щелчки монеткой будут приводить к точному перемещению цепи по шестерням кассеты. На этом вся настройка заднего переключателя закончена. Все очень просто).
Настройка переднего переключателя велосипеда
Шаг 1
Переведите передний переключатель на самую маленькую звезду, а задний на среднюю передачу (цепь должна быть в середине кассеты).
Ослабьте трос переднего переключателя, полностью вкрутите регулировочный винт барашка переднего переключателя по часовой стрелке до упора, а затем сделайте один оборот против часовой стрелки.
Аналогичные действия проделайте с регулировочным барашком соответствующей монетки на руле.
Шаг 2
Ослабьте болт крепления троса переднего переключателя, слегка натяните тросик , а затем снова затяните болт крепления троса. Для правильной работы переднего переключателя натяжение обычно требуется большее натяжение тросика, чем для заднего переключателя.
Шаг 3
Плавно вращая педали, попытайтесь переключиться на большую шестерню, щелкнув монеткой переднего переключателя. Если переключение происходит медленно, поверните винт регулировочного барашка переднего переключателя на половину оборота против часовой стрелки, а затем снова начните крутить педали.
Шаг 4
Повторяйте этот процесс до тех пор, пока цепь плавно не переместится на большую шестерню.
Как только вы будете довольны переключением на повышенную передачу, вернитесь на меньшую шестерню, чтобы проверить пониженную передачу.
Если все сделано верно, поздравляем Вы настроили оба переключателя.
Установка ограничительных винтов переключателя
Ограничительные винты регулируют диапазон перемещения переключателя. И никак не влияют на точность переключений! Фактически они устанавливают физический диапазон перемещения цепи, не давая ей соскочить с крайних звезд. К этой регулировке следует приступать только тогда, когда цепь при переключениях на крайние звезды соскакивает на раму или в спицы колеса. Если этих проблем нет, не приступайте к этой регулировке.
Ограничительные винты обычно расположены на параллелограммных пластинах заднего переключателя и обозначаются буквами «L» и «H» (что означает низкая передача и высокая). Винты упираются в выступ, встроенный в пластины параллелограмма, устанавливая тем самым диапазон перемещения цепи.
Если винты настроены неправильно, ваша цепь может соскользнуть с кассеты, что может быть опасно – как для вас, так и для вашего велосипеда.
Что вам нужно для регулировки
- Небольшая крестообразная отвертка.
- 4 или 5 мм шестигранный ключ для крепления зажимного болта троса
- Динамометрический ключ и гнездо для затяжки болта крепления троса (необязательно, но рекомендуется)
Как настроить ограничительные винты заднего переключателя
Шаг 1
С помощью монетки на руле переключитесь на самую большую звезду.
Сначала мы отрегулируем нижний ограничительный винт на заднем переключателе, который предотвращает попадание цепи в спицы.
Найдите винт нижнего ограничения, который обычно обозначается буквой ‘L’.
Медленно вращайте педали, осторожно поворачивайте винт «L» , пока кассета цепь не переключится на самую большую шестерню и не перестанет прыгать или щелкать.
Шаг 2
Повторите процесс для винта верхнего предела ‘H’.
Теперь мы установим винт верхнего предела, чтобы цепь не соскакивала на раму с внешней стороны.
Предварительно переключитесь на самую маленькую звезду.
Плавно поворачивайте регулировочный винт (H) и дайте цепи переместиться к нижней части кассеты,медленно вращая педали. Поворачивайте регулировочный винт до тех пор, пока цепь не вернется к наименьшей звезде и не будет работать плавно, без прыжков или щелчков.
После настройки регулировочных винтов, возможно потребуется повторная настройка индексации переключения скоростей. Воспользуйтесь методикой описанной в начале статьи.
Как настроить ограничительные винты переднего переключателя
Шаг 1
Найдите ограничительный винт, устанавливающий нижний предел переднего переключателя, который не позволит цепи соскакивать с самой маленькой шестерни.
Обратите внимание, что цепь находится максимально близко к внутренней пластине переднего переключателя, но не касаясь его.
Переведите передний переключатель в положение наименьшей шестерни, а задний переключатель в положение наибольшей звезды.
Медленно поворачивайте педали и выкручивайте винт, пока цепь не вернется на малую шестернку и не пойдет плавно, не касаясь рамки переключателя.
Шаг 2
Когда цепь находится в самой маленькой шестерне , она должна быть как можно ближе к внешней пластине переднего переключателя, но не касаться его.
Наконец, мы установим верхний предел переднего переключателя.
Далее переведите задний переключатель на самую маленькую звезду.
Выкручивайте винт на пол-оборота за раз, пока цепь не перескочит на самую большую шестерню. После этого четверть оборота позволит вам отрегулировать переключатель, чтобы он не терся о цепь.
После этой регулировки переднего переключателя, возможно, вам потребуется внести коррективы в индексацию по методике, описанной в начале статьи.
Плавных Вам переключений!